Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1916–1995), русский композитор и педагог. Родился в Москве 12 (25) марта 1916. Сочинял с детства; после окончания железнодорожного училища поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию, которую окончил в 1940 по классу композиции Н.Я.Мясковского. В 1942–1959 преподаватель Московской консерватории, с 1959 до конца дней – профессор кафедры композиции Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (среди его учеников – С.А.Губайдулина).

Также по теме:
РУССКАЯ МУЗЫКА
РУССКАЯ МУЗЫКА

В консерваторские годы ездил в фольклорную экспедицию в Якутию, что отразилось в одном из первых его успешных сочинений – симфонической сюите Из якутских легенд (1940). Во время войны работал в военном госпитале и написал ряд сочинений на актуальную тему, в том числе Драматическую увертюру (1941) и Первую симфонию (1944–1946; Сталинская премия 1947) – это произведение получило высокий отзыв Мясковского и Шостаковича. В последующие годы Пейко неоднократно работал с музыкальным материалом разных народов (например, оркестровые Молдавская сюита, 1950, Сталинская премия 1951; 7 пьес на темы народов СССР, 1951; Концертная фантазия на финские темы, 1953). Одновременно продолжал углубленную работу в жанре «чистой» симфонии, много сотрудничал с театрами (в частности, написал музыку к ряду постановок московского Малого театра). В 1960-х годах часто обращался также к камерным жанрам (фортепианный квинтет, два квартета, вокальные циклы и т.д.). В 1968 завершил одно из центральных своих сочинений – ораторию Ночь царя Ивана, которая впоследствии была переделана автором в оперу.

При достаточно широком жанровом диапазоне и большом объеме творчества Пейко главным для него всегда являлся симфонизм, как программный, так и в особенности «чистый», классического конфликтно-драматического типа. Пейко прекрасно владел техникой композиции, был настоящим мастером и в собственном искусстве, и в педагогике. Ряду его сочинений разных жанров, а в особенности оратории (опере) Ночь царя Ивана присущ яркий русский колорит, выраженный, однако, в обобщенных, сглаженных формах.

Среди основных сочинений – опера Ночь царя Ивана на собственное либретто по А.К.Толстому (1982), балет Жанна д'Арк по Шиллеру (1957, постановка в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко; 2-я редакция – 1979), 8 симфоний, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная музыка (три струнных квартета, фортепианный квинтет, децимет, две сонаты для фортепиано и др.), вокальные циклы.

Умер Пейко в Москве 1 июля 1995.

Также по теме:
Музыка

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»
Какая была первая песня, которую Элвис Пресли исполнил по телевидению?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет