Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

    СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА (световой орган), устройство, изобретенное А.Римингтоном (1854–1915) в 1895 для демонстрации на экране игры красок, которая должна была в точности соответствовать развертыванию музыкальной композиции. Устройство Римингтона, как и большинство других попыток связать цвет и музыку базировалось на теории, согласно которой видимый спектр можно разделить на 7 или 12 цветовых тонов, соответствующих диатонической или хроматической гамме в пределах октавы. Ближе к реальности подход, в котором за основу соединения музыки и цвета берется не физический, а психологический фактор: цвет действительно обладает эмоциональным воздействием, сравнимым с музыкальным, хотя закрепление того или иного значения за определенным цветом субъективно и ненаучно.

    Также по теме:
    ОРГАН
    ОРГАН

    Световому органу Римингтона предшествовали некоторые другие устройства, включая «зрительный клавесин» (clavecin oculaire) Л.Б.Кастеля (1688–1757), в котором при нажиме на клавиши приводилась в движение освещенная цветная лента.

    Светомузыкальные установки делятся на два класса. Более многочисленны те, которые трактуют цвет просто как зримую музыку и пытаются перевести звук в цвет на основе строго научного принципа, звук за звуком. Ни один из этих буквальных переводов не имел успеха, потому что индивидуальное восприятие цвета и звука различно. Более успешными оказались устройства, трактующие «цвето-свет» как отдельное и независимое искусство. Самым удачным из них был т.н. клавилюкс Т.Уилфрида, который демонстрировался в Нью-Йорке и позднее в Европе между 1922 и 1930. Новая форма искусства была опробована в кино: весьма успешное начало положила постановка фильма Фантазия (1940), содержавшего визуальную фантазию на токкату и фугу ре минор Баха.
    См. также СКРЯБИН, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ.

    Также по теме:
    Музыка
    
    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»
    Какая была первая песня, которую Элвис Пресли исполнил по телевидению?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    История в фактах

    Пройти тест

    Здоровье и медицина

    Пройти тест

    Эпоха Возрождения

    Пройти тест

    Наше кино

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет