Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АДЖИТА КЕСАКАМБАЛА

АДЖИТА КЕСАКАМБАЛА (пали Ajita Kesakambala), индийский философ-материалист шраманского периода, живший, если судить по некоторым указаниям в буддийских источниках и современной датировке жизни Будды (5 в. до н.э.), в 6–5 вв. до н.э., один из старших мыслителей группы шести «диссидентствующих» учителей, воззрения которых излагаются в Саманнапхала-сутте Палийского канона. Единственным источником достоверных знаний о мире Аджита Кесакамбала считал чувственный опыт, иронизируя над представлениями о внечувственном «умозрении». Любое живое существо (в том числе и человек) – комбинация четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер) и пространства, в которые возвращаются компоненты индивида после смерти. Индивид разрушается до конца, единственное реальное жертвоприношение – кремация. Нематериальные начала, «нерожденные существа» (боги) и другой мир отрицаются наряду со значением действий, отвергаются также нормы религии и морали. Рассуждающие о пользе добродетели – пустословы. Несмотря на всю несложность концепции Аджиты, у него уже можно отметить зачатки чрезвычайно популярной во всей индийской философии модели двух уровней истины (сатьядвая): «мать» и «отец», «брахманы» и «шраманы» и все прочие наблюдаемые существа, а также «видимый мир» располагаются на уровне лишь эмпирической истины (невещественное же – просто фантом), а реальны, в собственном смысле, только комбинации четырех материальных элементов.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Воззрения, выразителем которых выступает Аджита, были в шраманский период весьма распространенными, в том числе и в высших слоях общества. Об этом свидетельствует, к примеру, Паяси-суттанта, включенная в ту же Дигха-никаю, где радикально материалистические взгляды (сообщается даже о попытках установить существование души экспериментальным путем – посредством расчленения трупов) приписываются аристократу Паяси (буддийский образ царя Кошалы Прасенаджита, испытавшего, возможно, влияние мыслителей вроде Аджиты), а в знаменитой поэме Ашвагхоши Жизнь Будды подобные воззрения разделяют некоторые придворные, которые пытаются отвратить Будду от ухода из мира, поскольку не имеют значения плоды деяний.

См. также АШВАГХОША; БУДДА И БУДДИЗМ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САМАННАПХАЛА-СУТТА; ТРИПИТАКА.

Владимир Шохин

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет