Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЛЬВАРЫ

АЛЬВАРЫ (тамил. – «углубленные»), вишнуитские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в 6–11 вв. и следовавшие бхакти-марге («путь преданности»). Истоки религиозной поэзии альваров – Бхагавадгита (где «путь преданности» впервые получает статус высшего служения Божеству), мифология панчаратры (почитавшее верховное вишнуитское божество Васудэву-Наряну в манифестациях-вьюхах и его женскую энергию-шакти), популярный кришнаизм и ранние антологии тамильской поэзии.

Также по теме:
ИНДИЯ
ИНДИЯ

Считается, что альваров было 12. Самыми ранними считаются Пойхей, Пудам (Бхутам), Пей и, вероятно, Тирумажисей (6–7 вв.). К 9 в. относится творчество Тирупаннальвара, Тонадаралипподи, знаменитых Перияльвара и его приемной дочери Антал, создавшей искусную поэму и цикл лирических стихов, в которых она идентифицирует себя в качестве духовной супруги Кришны, развивая мистическую сублимацию эротического чувства (шрингара).

Самым поздним и одновременно выдающимся из альваров считается Наммальвар (9–10 вв.). Согласно легенде, он провел в медитации 16 лет, пока его мысленному взору не предстал Вишну и не отверз поток своей гимнической поэзии, в которой, по мнению некоторых исследователей, сконцентрирован духовный опыт не только вишнуизма, но и других индуистских течений. Наследие альваров было собрано в 9–10 вв. Натхамуни (согласно легенде, весь текст был передан ему самим Наммальваром) в корпус Налайира тиввияппирабандам (Священная коллекция 4000 стихов), включавший 24 произведения, которые распределены по четырем циклам, названным Ведами (претензия на «превосхождение» самой древней и сакральной текстовой традиции Индии).

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В центре поэтического культа альваров – божество Тирумаль (Маль, Майон) – тамильский вариант Вишну-Кришны (восходящий к образу древнего дравидского пастушеского божества, ассоциировавшегося с сезоном дождей). В поэзии альваров воспеваются: 1) его мифические подвиги – из историй о классических инкарнациях Вишну (аватары), прежде всего о Кришне; 2) его воплощения в храмовых статуях (упоминается до 95 святилищ); 3) его пребывание в сердцах почитателей-бхактов. Вместе с тем поэзия альваров – миссионерско-полемическая. Объекты их критики – все соперничавшие с вишнуитами религиозные направления Тамилнада: шиваиты, буддисты, джайны. Опирающийся в значительной мере на наследие альваров шривайшнавизм создал целую «житийную» литературу, в которой они уже сами становятся объектами мифологизации и истолковываются как инкарнации небесных оружий Вишну и где им приписывается множество чудес, а также грандиозную комментаторскую литературу (к их «корпусу») на сильно санскритизированном тамили. К числу поздних альваров относился и Ямуначарья (10–11 вв.), мистические интуиции которого были впоследствии систематизированы в вишишта-адвайте.

Влияние альваров на развитие средневекового индуизма было глубоким и всесторонним. Образ игривого Кришны и другие темы и акценты поэзии альваров определил многие мотивы знаменитой Бхагавата-пураны (10 в.), а через нее и средневекового вишнуизма в целом. Антал и Наммальвару принадлежит значительный вклад в мистическую эротику. Натхамуни стал у истоков «организованной» философии шри-вайшнавов, завершенной Рамануджей. Поэзия альваров, оказавшая значительное влияние как на популярную, так и на эзотерическую вишнуитскую словесность, и в настоящее время сопровождает храмовый культ Южной Индии. Наконец, деятельность альваров способствовала консолидации соперничавшей шиваитской бхакти в поэзии наянаров (6–12 вв.).

Также по теме:
ВИШНУ
ВИШНУ

См. также БХАГАВАДГИТА; БХАКТИ; ИНДУИЗМ; НАЯНАРЫ; ПУРАНЫ; РАМАНУДЖА.

Владимир Шохин

Также по теме:
ФилософияРелигияЛитература

Литература:

Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М., 1987
Древо индуизма. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет