Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН АЛ-

АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН, АЛ- (873 – ок. 935), исламский богослов, основоположник ашаритской школы в каламе. Родился в Басре (Ирак) в 873. Вначале придерживался учения мутазилитов. В 913 изменил позицию, признав, что мутазилизм как радикально рационалистическое учение несовместим с исламской догматикой. Чтобы нейтрализовать нападки на калам, предложил более умеренное учение. Последние годы жизни провел в Багдаде. Умер в Багдаде в 935.

Также по теме:
ИСЛАМ
ИСЛАМ

Написал около 100 сочинений, несколько из них сохранились, в том числе Учение мусульман, Разъяснение основ веры, Одобрение занятия каламом.

В созданной ал-Ашари системе традиционная догматика обосновывается, как и в мутазилизме, с помощью логики и философии, но тезисы, которые они обосновывают, иные, нежели у мутазилитов. Так, учение мутазилитов о свободе воли корректируется суннитским догматом о предопределении, и таким образом решается спор между джабаритами, считавшими, что действия человека носят вынужденный характер, и кадаритами, утверждавшими, что человек действует, поскольку располагает свободой воли. В связи с проблемой свободы воли ал-Ашари разработал учение «касб» (букв. «приобретение»), согласно которому в действительности творцом поступков человека является Аллах, ставящий человека перед выбором и таким образом постоянно испытывая его праведность.

Также по теме:
КАЛАМ
КАЛАМ

Ал-Ашари отвергал грубый антропологизм в представлениях об Аллахе, но в то же время отказался и от мутазилитской концепции божественных атрибутов. Согласно последней, приписывание Аллаху многочисленных атрибутов противоречит догмату о единобожии, поскольку предполагает фактическое существование наряду с Аллахом других определяющих его сущностей. Чтобы примирить эти позиции, ал-Ашари предложил тезис, утверждающий, что атрибуты Аллаха составляют его внутреннюю сущность, не нарушают его простоты и тем более не означают отрицания его единственности. Если же следовать логике мутазилитов, то Аллаху нельзя приписывать даже атрибута вечности, а это, считал ал-Ашари, может привести к его упразднению или превращению в абсолютно трансцендентную и излишнюю сущность, что и произошло в философской системе исмаилитов. Отличало ал-Ашари от мутазилитов и признание им догмата о несотворенности Корана. В то же время ал-Ашари продолжал отстаивать провозглашенный мутазилитами тезис о разуме как необходимом, наряду с Кораном и сунной, средстве познания Аллаха.

Более умеренные по сравнению с мутазилитами взгляды ал-Ашари объясняются его стремлением сохранить хотя бы в сглаженном виде их учение в условиях усиления позиций ханбалитов. Тем не менее учение ал-Ашари вызывало нападки ханбалитов, которые считали, что «он всегда оставался мутазилитом», а при султане Тогрул-беке, уже после смерти ал-Ашари, было объявлено ересью. Ашаризм получил признание благодаря трудам его приверженцев ал-Бакиллани (ум. 1013) и ал-Газали (ум. 1111) и позднее стал одной из наиболее влиятельных систем калама.

Также по теме:
Религия

Литература:

Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама, и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты). – В кн.: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997
Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом. – В сб.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998
Ибрагим Т. Введение и комментарии к книге: Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом. – В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет