Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    БААДЕР, ФРАНЦ КСАВЕР

    БААДЕР, ФРАНЦ КСАВЕР (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ – континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора.

    Также по теме:
    РОМАНТИЗМ
    РОМАНТИЗМ

    Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792–1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Бёме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826–1838. Основал журнал «Эос» («Eos»). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841.

    Лейтмотив религиозной философии Баадера – признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя – это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие – не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу – мистериум Бога.

    Также по теме:
    ФИЛОСОФИЯ
    ФИЛОСОФИЯ

    Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях Римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851–1860.

    Основные сочинения:

    Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822–1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen über speculative Dogmatik, 1828–1838); Динамическая философия (Beiträge zur dynamischen Philosophie, 1809)

    ФРАНЦ КСАВЕР БААДЕР

    Также по теме:
    ФилософияРелигия
    
    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
    Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Путешественники

    Пройти тест

    Новый Год и Рождество

    Пройти тест

    Государственные флаги

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет