Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БЕК, ЛЕО

БЕК, ЛЕО (Baeck, Leo) (1873–1956), еврейский теолог, раввин и глава еврейской общины Германии в период нацизма и Холокоста. Бек получил широкое признание как ведущий представитель реформистского иудаизма в 20 в. Знаток Библии и исследователь раввинистических и мистических текстов, он противопоставлял «классическую» рациональную еврейскую веру «романтическому», основанному на чувстве христианству. Объективное отношение Бека к евангелиям как документам еврейской истории и его критика апостола Павла создали ему репутацию крупного исследователя Нового Завета.

Также по теме:
БИБЛИЯ
БИБЛИЯ

Бек родился 23 мая 1873 в Лиссе (Германия; ныне Лешно, Польша). Он учился на раввина в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлине. Получил степень доктора философии в Берлинском университете (1895) и звание раввина в берлинской Высшей школе по исследованию иудаизма (1897). Первая значительная работа Бека Сущность иудаизма (Das Wesen des Judentums, 1905) бросила вызов Сущности христианства А.фон Гарнака (1900). В изображении Гарнака раннее христианство – это либеральное вероучение, возникшее в результате особого, однажды полученного Откровения и никак не связанное с иудаизмом. В трактовке Бека иудаизм предстает как динамичное, развивающееся вероучение, воспринимающее в своей истории непрерывное Откровение, как ответ человека на божественный императив «ты должен!», который раскрывается человеку в раввинистическом толковании Торы и в собственном опыте. В тексте Бека прослеживаются этический ригоризм иудейских рабби 1 в. и неокантианство марбургского философа Германа Когена, учителя Бека. В новом, значительно расширенном издании представлена диалектика религиозной жизни, движущейся от встречи с имманентным Богом к принятию непреходящего морального закона. Другие сочинения Бека 1920-х годов раскрывали иудаизм как «религию полярности»; наиболее четко это выражено в эссе Таинство и заповедь. Остальные работы – о фарисеях и о «романтической религии» (христианстве) – создали ему репутацию одного из великих защитников иудаизма, бросившего вызов христианским теологам, таким как К.Барт, Р.Бультман, Э.Бруннер (однако с П.Тиллихом он был во многом солидарен).

Бек первоначально рассматривал свою религию как «Откровение от Бога», а свой народ – как народ-священник, ставший им благодаря союзу-договору с Богом и призванный нести в мир учение о Боге. Здесь еще чувствуется характерная для 19 в. вера в разум и унаследованный от Г.Когена оптимизм. Его последняя значительная работа Этот народ: смысл еврейского существования (Dieses Volk: Jüdische Existenz, 1955–1957) стала шагом от «сущности» к «существованию». Если первая книга Бека определяла народ через его веру, то последняя определяла религию через народ.

Часть книги Этот народ написана в концлагере Терезиенштадт. Когда в 1933 Гитлер пришел к власти, евреи оказались гражданами второго сорта. Их делами ведал соответствующий административный орган, Всеобщее представительство евреев Германии, и Бек был избран ее руководителем. Бек упорно отстаивал права евреев, помогал им найти убежище в Палестине и других странах. Он отказался уехать, не желая покинуть свою паству, и даже возвратился в Германию в августе 1939, после того как отвез группу детей в Лондон. Попав в Терезиенштадт в 1943, он продолжал свое духовное сопротивление в этом «образцовом» лагере, который нацисты демонстрировали представителям Красного Креста (свыше 150 тыс. узников были отправлены туда на смерть или перевезены в Освенцим; в живых осталось менее 9 тыс. человек). Бек отказался занять какую-либо должность в лагере, видя свою миссию в работе духовного наставника, раввина и учителя. Когда лагерь был освобожден, Бек удержал заключенных от расправы над охранниками.

Два последующих десятилетия Бек преподавал в Колледже еврейской ассоциации в Цинциннати (США), продолжил работу в Лондоне и Иерусалиме. Существуют колледж Лео Бека в Лондоне и исторический Институт Лео Бека по изучению жизни евреев в Германии (в Нью-Йорке, Лондоне и Иерусалиме).

Умер Бек в Лондоне 2 ноября 1956.

См. также ИУДАИЗМ.

ЛЕО БЕК

Также по теме:
Религия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет