Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

САНДЖАЯ БЕЛАТТХИПУТТА

CАНДЖАЯ БЕЛАТТХИПУТТА (пали ), индийский философ шраманского периода, лидер одной из религиозных общин пилигримов-паривраджаков, живший в 5 в. до н.э., старший современник Будды. Единственными источниками о жизни и учении Санджаи являются палийские: один из «параграфов» канонической Саманнапхала-сутты и истолкования Буддагхосы.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Со своими учениками Санджая исходил всю Северную Индию, вступая в дискуссии с образованными брахманами. Ученики Санджаи принадлежали к брахманской элите. В их числе были и два будущих любимых ученика Будды – Сарипутта и Моггаллана, одерживавшие под руководством Санджаи победы в словесных турнирах. К общине Санджаи принадлежал и Павиттха, брахман из Магадхи, также прошедший подготовку в искусстве доказательств и опровержений.

«Отказ от суждений» Санджаи, по Саманнапхаласутте, полностью совпадает с четвертой позицией «скользких угрей» (амара-виккхепики) по Брахмаджала-сутте. Санджая отрицал все четыре возможные экзистенциальные предикации. На вопрос, принимает ли он существование другого мира, Санджая отвечал, что «не считает, что [дело обстоит] так, что иначе, что не так, и что не не так», и точно так же отвергал три остальных возможности: что другого мира нет, что он и есть и его нет и что его нет и не нет. Таким же образом он разрешал и другие философские проблемы: существуют ли нерожденные существа другого мира? существует ли плод «вызревания» добрых и злых дел? существует ли «совершенный» (татхагата) после распада его тела? «Отказ от суждений» Санджая находит точное соответствие в основном принципе греческих скептиков (эпохé) и может быть обозначен как антитетралемма, выражающая двойной выход за границы двузначной логики (первый присутствует уже в самой тетралемме). «Трансцендентные проблемы», по Санджае, лежат за пределами возможностей человеческого разума, занятие ими порождает бесплодные дискуссии, препятствуя реальному «прогрессу» души.

См. также БРАХМАДЖАЛА-СУТТА; БУДДА И БУДДИЗМ; НАГАРДЖУНА; САМАННАПХАЛА-СУТТА.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Фобии и страхи

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет