Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЧАКРЫ

ЧАКРЫ (санскр. – «колеса», «диски»), в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые, в порядке восхождения, с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение энергии кундалини.

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

Каждая из шести нормативных чакр обладает обильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом – земля, графическим образом – желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством – Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят, соответственно, с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну. Третью – манипуру («изобилие драгоценностей») – локализуют на уровне пупа и связывают со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующую чакру, анахату («изначальный звук»), устанавливают на уровне сердца и соотносят с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками цвета киновари и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая – вишуддха («очищенная») – локализуется на уровне гортани и снабжается, соответственно, кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или на уровне бровей и «обеспечивают» ее треугольником, соответствием трем ментальным способностям (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект милости). К шести чакрам добавляется еще одна – сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, которой соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 000 артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными – идой и пингалой. Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух – канды («луковицы»), помещаемой в области между гениталиями, где пересекаются множество артериальных каналов, и пупом, и двадашанты («имеющей 12 концов») – на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи сочли оптимальным числом девять. Кашмирская традиция кула предлагает иную номенклатуру чакр и сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.

Смысл этой физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре муладхаре. Цель практиканта – заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической йогической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная дисциплина» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.

Также по теме:
ТАНТРЫ
ТАНТРЫ
Также по теме:
КУНДАЛИНИ
КУНДАЛИНИ

См. также АНТАХКАРАНА; ИНДУИЗМ; ПРАКРИТИ.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет