ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (ок. 1096–1141), средневековый теолог.
Родился, вероятно, в Саксонии в конце 11 в. Между 1115 и 1118 стал монахом Сен-Викторского аббатства в Париже, незадолго до того основанного Гильомом из Шампо, и со временем возглавил открывшуюся при аббатстве школу. Здесь он оставался до своей смерти в 1141. Первоначально Гуго преподавал «свободные науки», о чем свидетельствуют его сочинения, посвященные грамматике, геометрии, метрологии, истории, и утраченный трактат по астрономии. Более известны его толкования на Екклесиаста, на рассказ о Ноевом ковчеге, комментарий к трактату О небесной иерархии Дионисия Ареопагита и особенно его главный труд – О тайнах христианской веры, первый опыт создания теологической «суммы» (энциклопедического богословского компендия), вдохновлявший авторов великих «сумм» последующих веков.
Гуго Сен-Викторский был столь верным последователем учения св. Августина, что современники прозвали его «языком Августина». Универсализм и духовная ориентация, характерные для его умонастроения, резко контрастировали с тенденциями к специализации и секуляризации «учености», типичными для «ренессанса» 12 в. Так, в своем Дидаскалике (Didascalicon) – систематическом обзоре 21 области знания – он настаивал не только на том, что все эти области знания неразрывно связаны между собою, но и на том, что в своей целостности они обеспечивают единение с божественной Премудростью, ради которого и был создан человек, но которое он утратил с грехопадением.
Гуго оказал влияние на столь различных средневековых теологов и экзегетов, как Иоанн Солсберийский, Петр Коместор, Стефан Лангтон, Фома Аквинский, Бонавентура и Винсент из Бове.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»