Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГУС, ЯН

ГУС, ЯН (Hus, Jan) (ок. 1371–1415), чешский религиозный реформатор.

Также по теме:
ЧЕХИЯ
ЧЕХИЯ

Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401–1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402–1403 и 1409–1410 – ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346–1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги. В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. «реманенции», т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: «надлежащим образом»). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой «совокупность избранных», также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу. См. также ГУСИТЫ.

Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке – замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса. См. также РЕФОРМАЦИЯ.

ЯН ГУС

Также по теме:
РелигияИстория

Литература:

Иванов Ю.Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии. – Советское славяноведение, 1983, № 5

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет