Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ХАЛЛАДЖ, АБУ-Л-МУГИС АЛ-ХУСАЙН ИБН МАНСУР

ХАЛЛАДЖ, АБУ-Л-МУГИС АЛ-ХУСАЙН ИБН МАНСУР (ок. 858 – 932), иранский суфий. Родился ок. 858 на юге Ирана в семье ремесленников. По преданию, дед ал-Халладжа был зороастрийцем, а отец мусульманином. Сам ал-Халладж был учеником суфия Сахл ат-Тустари Амр ал-Макки, а в Багдаде был близок к ал-Джунайду. Проповедовал суфизм, имел множество учеников. Проповеди свои читал на рыночной площади, где его слушателями были ремесленники, торговцы, городская беднота. Суфийские шейхи, опасавшиеся гонений на суфизм со стороны суннитских факихов, обвинили ал-Халладжа в разглашении «божественных тайн». В ал-Халладже видели смутьяна, порицающего богатство, корыстолюбие и даже распространителя идей бунтарей-карматов. Его нравственное учение было объявлено противным учению Пророка. Вызывающее поведение ал-Халладжа завершилось его заключением в тюрьму и казнью, совершенной в Багдаде в 932.

Также по теме:
СУФИЗМ
СУФИЗМ

Конечной целью, как и другие суфии, ал-Халладж считал единение с Богом, при котором происходит утрата человеком своего «я», растворение любящего в Возлюбленном. Человек и Бог в этом акте – «два духа, воплотившиеся в одном теле». Однако единение с Богом не разрушает личности человека, а совершенствует, «освящает» ее, делая человека божьим свидетелем, ипостасью Бога, и не случайно ал-Халладжу приписываются крамольные слова: «Я есмь Истина (Бог)». Истинная любовь должна быть страдательной; только через страдания человек очищается от плотских страстей, совершенствует душу. Учение ал-Халладжа не было оригинальным, но отличалось эксцентричностью. В стихах он взывал: «Убейте меня, о мои заслуживающие доверия друзья, ведь в моем бытии убиенна моя жизнь». Часто использовал аллегорию мотылька, который летит на пламя свечи и сгорает в нем. В дальнейшем последователи ал-Халладжа признали его святым, «вали». Учение ал-Халладжа оказало влияние на взгляды ас-Сухраварди, Ибн Араби, поэтов Ибнал-Фарида и Джалал ад-дина Руми.

Также по теме:
Религия

Литература:

Кныш А. Ал-Халладж. – Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет