КАРМАТЫ
КАРМАТЫ (араб. аль-карамита или аль-карматийа) – последователи одного из двух направлений раннего исмаилизма (см. ИСМАИЛИТЫ). Пик их активности пришелся на конец 9 – начало 10 в., когда халифат, управляемый династией Аббасидов, пережил крупный социально-политический кризис. Впервые о карматах как участниках восстания рабов в Нижнем Ираке и Хузистане упоминает арабский историк ат-Табари (869).
Согласно одной версии, карматское движение возникло в ремесленной среде. Первоначально это была тайная организация, члены которой вносили в общую казну 1/5 своих доходов. Карматы основали лагерь дар аль-хиджра (убежище) для тех, кто откликнулся на их призыв. Вероятно, это была своеобразная коммуна, где проповедовали эгалитаристские (уравнительные) идеи. Члены организации практиковали ритуальные трапезы, оказывали покровительство нуждающимся.
Крупное восстание, во главе которого стояли карматы, вспыхнуло в Бахрейне в 894. Овладев главным городом (аль-Ахса), карматы создали государственное образование, где попытались воплотить свои идеалы.
В Бахрейне карматы стремились реализовать идеал общины, базисом которой был труд рабов. В государстве не было крупного землевладения и феодальной эксплуатации, а рабство было общинным. Рабов обычно покупали или захватывали во время набегов на соседние области. Свободные граждане не платили налогов, ростовщичество было запрещено. Во главе государства стояла коллегия, которая принимала решения на условии единогласия.
В течение 10 в. в Сирии, Хорасане, Средней Азии и Индии происходили восстания при участии или при подстрекательстве карматов. Большая часть карматов происходила из крестьян и ремесленников, а также бедуинов-кочевников. Всех их объединял призыв к созданию государства, основанного на социальном равенстве и справедливости.
Вожди карматских восстаний действовали от имени тайного главы движения (возможно мифического), которого называли сахиб аз-зухур («носитель божественной манифестации»).
Эзотерическая доктрина карматов во многом совпадала с учением фатимидских исмаилитов. Карматы пренебрегали внешними обрядами. Существовала своеобразная иерархия: все члены общины, в зависимости от степени посвящения, проходили длительный и поэтапный путь обучения эзотерическим наукам.
Аббасиды, Саманиды и Газневиды рассматривали карматов как своих злейших врагов. Бахрейнские карматы неоднократно угрожали аббасидским правителям Нижнего Ирака и Хузистана, в 930 они напали на Мекку, где перебили и увели в рабство часть населения, а также опустошили ее мечети. Они похитили черный камень, выломав его из Каабы. Только спустя 20 лет святыня была возвращена на место.
Государство бахрейнских карматов просуществовало до конца 11 в., хотя идеология сохранялась еще 200 лет.
Ольга Бибикова
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1966
Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982
Дафтари Ф. Краткая история исма'илизма. М., Ладомир, 2003
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»