Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЮБАК, АНРИ ДЕ

ЛЮБАК, АНРИ ДЕ (1896–1991), французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie). Родился в Камбре 20 февраля 1896, детство и юность провел в Лионе. В 1913 вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов). В 1915–1918 участвовал в Первой мировой войне, под Верденом получил тяжелое ранение. В 1920–1928 изучал философию и теологию в учебных заведениях Ордена в Англии. В 1927 был рукоположен в священники. В 1929 стал профессором фундаментальной теологии в иезуитском теологическом факультете в Лионе, в 1930 возглавил кафедру истории религий. Среди множества его учеников – Жан Даниелу и Ханс Урс фон Бальтазар.

Также по теме:
ТЕОЛОГИЯ
ТЕОЛОГИЯ

В 1940 основал совместно с Жаном Даниелу серию «Христианские источники» («Sources Chretiennes»), в которой издавались труды церковных писателей и отцов церкви. В 1941–1945 участвовал в издании антинацистского подпольного журнала «Журнал христианского свидетельства» («Cahiers du Temoignage Chretien»).

Де Любак – один из главных представителей т.н. новой теологии, заявившей о себе в 1940-е годы во Франции, сторонники которого призывали к возврату к истокам – Св. Писанию, литургии, творениям отцов церкви. Их исторический подход ставил под сомнение закостеневшую вероучительную систему Католической церкви – неосхоластическую теологию, господство церковной иерархии и папства, иерархичность и «юридизм» католицизма.

Также по теме:
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Взгляды де Любака вызвали неудовольствие Ватикана, и в 1950, после выхода в свет энциклики Пия XII Humani generis (которую расценили как направленную, в частности, и против де Любака), он был лишен кафедры и вынужден был покинуть Лион. Положение его в церкви постепенно менялось. В 1958 де Любак был избран членом Института Франции, в 1959 ему было разрешено возобновить преподавательскую деятельность в Лионе (вышел в оставку в 1960). В 1960 де Любак был практически полностью реабилитирован: папа Иоанн XXIII пригласил его участвовать в подготовке II Ватиканского собора, на самом соборе он стал одним из главных советников папы. При Павле VI входил в различные церковные комиссии. Де Любак вел скромную жизнь в домах ордена (с 1974 – в Париже). В 1983 Иоанн Павел II назначил его кардиналом. В 1889 после тяжелого инсульта де Любак утратил возможность говорить и писать. Умер де Любак в Париже 4 сентября 1991.

Труды де Любака охватывают широкий круг тем. В 1946 вышло в свет его историческое исследование Сверхъестественное Сверхприродное (Surnaturel), где он показывает, что патристической и средневековой теологии чуждо жесткое разделение природа/сверхприрода (проводимое в неосхоластике), и та и другая видели в человеке существо, которое благодаря конкретной своей «натуре» (природа + сверхприрода) настроен на Бога и его Откровение. Такое подход был расценен многими (в Ордене и за его пределами) как свидетельство склонности де Любака к имманентизму (пренебрежение трансцендентностью) и модернизму. С 1958 де Любак во многих своих работах защищал Тейяра де Шардена, показывая укорененность его теологических взглядов в христианской традиции. Важное значение имел труд де Любака Католичество: Социальные аспекты догмата (Catholicisme: Les aspects sociaux du dogme, 1938). Экклесиологии посвящены книги Мистическое Тело: евхаристия и церковь в Средние века (Corpus Mysticum: l'Eucharistie et l'Eglise au Moyen Age, 1944) и Мысли о церкви (Méditations sur l'Eglise, 1953), экзегезе – Средневековая экзегеза. Четыре смысла Св. Писания (Exégèse médiévale. Les quatre sens de l'Ecriture, 4 тома, 1959–1964), полемике с современным атеизмом – Драма атеистического гуманизма (La drame de l'humanisme athée, 1944), взаимоотношению с буддизмом – работы Встреча буддизма с Западом (La Rencontre du Bouddhisme et de l'Occident, 1952) и Аспекты буддизма (Aspects du Bouddhisme, 2 тома, 1951, 1955).

См. также БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН; ДАНИЕЛУ, ЖАН; КОНГАР, ИВ.

Также по теме:
Религия

Литература:

Любак А. Католичество: Социальные аспекты догмата. Милан, 1992
Любак А. Мысли о Церкви. М., 1994
Любак А. Драма атеистического гуманизма. М. – Милан, 1997
Любак А. Парадокс и тайна Церкви. Милан, 1997

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Древний мир

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет