Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ

МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ (санскр. ), первый из полностью сохранившихся комментариев к Миманса-сутрам, автор которых, Шабара или Шабарасвамин, живший, вероятно, в 5 в., опирался на целый ряд предшественников (Упаварша, Бхавадаса и другие), среди которых он более всего обязан анонимному Вриттикаре («Создатель комментария»).

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Шабарасвамин разделил сутры на 890 «параграфов» (адхикараны), в которых каждая проблема рассматривается классическим для индийского комментария способом: выдвижение тезиса, контраргументы действительного или воображаемого оппонента и их опровержение.

Именно в комментарии Шабарасвамина миманса становится собственно философской школой с эксплицированной эпистемологией (разрабатываемой в полемике с буддистами) и логически обоснованными позициями. Дхарма – то, что приносит человеку благо, и автор Мимансасутра-бхашьи пытается доказать, что даже некоторые «деструктивные» ведийские обряды этому не противоречат. Он отстаивает достоверность восприятия как средства познания внешних вещей, отвергая махаянскую идею иллюзорности объектов восприятия. Шабарасвамин дает определение как основным источникам знания (восприятие, слово, умозаключение), так и другим, которые признаются мимансаками в качестве независимых: сравнение, гипотетическое допущение, невосприятие.

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

Специальное внимание уделяется субъекту познания: утверждаются его существование, «субстанциальность», множественность и активность. Безошибочность Вед – следствие их несозданности: если у них нет автора, то некому было и ошибаться. Боги – те, кому адресованы ведийские гимны и обрядовые формулы, – реально не существуют, но онтологической реальностью обладают их имена. Зато реально существует «плодоносность» обрядового действия (апурва), которая аккумулируется постепенно, равно как и небо (сварга), место его реализации.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Пименов А.В. Философия мимансы и древнеиндийская культура. – Народы Азии и Африки, 1987, № 4
Пименов А.В. Из истории полемики мимансы с буддийскими школами. – В кн.: Буддизм: история и культура. М., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Ирак

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет