Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

НАСИРИ ХОСРОВ, АБУ МУИН

НАСИРИ ХОСРОВ, АБУ МУИН (1004–1075), исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насири Хосрова сторонником Фатимидов – династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм. В 970 в Каире был основан «ал-Азхар», ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насири Хосров стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хорасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насири Хосров много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия). После своего возвращения в Хорасан в 1052 Насири Хосров был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насири Хосров в Йомагане на Памире в 1075.

Также по теме:
ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ
ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ

Насири Хосров известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже «по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин». По сути дела, именно Разум, а не Бог творит природу и воплощенное в человеке орудие познания Бога через его творения. Разум, познание, знание, знающий, мыслящий человек, согласно исмаилитской догматике, – высочайшие ценности. В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение – это вовсе не Коран, а именно природа. Коран – это только перевод, воплощение «книги природы» как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насири Хосров, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насири Хосров подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего. Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений «тавхида» – единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен «поддерживать жизнь природы», – таков один из тезисов трактата Насири Хосрова Лик веры. Развитием идеи возвеличивания «природного» было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: «Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!», – писал поэт. Насири Хосров возносил и труд земледельца: «Кормилец добрый он создания любого». Такое отношение к «материальной» стороне жизни, признание ценности телесного, человеческого тела противостояло учению некоторых теологов, в том числе и суфиев, о том, что тело ведет к деградации души, что оно темница души и основа пороков.

Также по теме:
ИСМАИЛИЗМ
ИСМАИЛИЗМ

Среди основных сочинений Насири Хосрова – Книга путешествия, Собрание двух мудростей, Лик веры, Книга счастья.

Также по теме:
ФилософияРелигияЛитература

Литература:

Носир Хисроу. Избранное. Сталинабад, 1953
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959
Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе, 1965
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Государственные флаги

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет