НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ в Москве, наиболее известная среди русских женских православных обителей.
Расположен в Хамовниках, на т.н. Девичьем поле, близ берега Москвы-реки. Основан в память покорения Смоленска, отвоеванного Василием III в 1514 после столетнего господства литовцев, на том месте, где Василий, возвращаясь из успешного похода, переправился через реку и заложил деревянную церковь. Годом основания считается 1525, когда икону Смоленской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной заступницей русского войска, точнее копию («список») с нее, перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Поэтому обитель называют также Новодевичьей Богородице-Смоленской; приставка же «Ново» была дана, чтобы отличать ее от (ныне не существующего) Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Входила в число монастырей-крепостей (таких, как Данилов или Донской), защищавших Москву с юга.
Сюда удалилась, приняв иночество, после смерти царя Федора Ивановича (1598) его вдова Ирина Федоровна Годунова с братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего избрания на престол в том же году. В Смутное время Новодевичий был разорен, несколько раз переходя из рук в руки. В 1689 сюда заключили царевну Софью Алексеевну, а у стен монастыря были казнены ее единомышленники, мятежные стрельцы. Тут в 1698 ее постригли в монахини, а в 1727 сюда заключили постриженную в Суздале первую жену Петра I Евдокию Лопухину. Французы в 1812 пытались взорвать собор, но монахиням удалось им помешать.
Стены и башни возведены в конце 17 в. при Борисе Годунове по образцу Московского Кремля. Наиболее древнее здание – собор Смоленской иконы Богоматери (1524–1525) с замечательными росписями и резным иконостасом 17 в. Наиболее же характерные постройки, выполненные в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко, относятся ко времени Софьи Алексеевны; это – трапезная (1685–1687), колокольня (1689–1690), Преображенская и Покровская надвратные церкви, а также примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты (окончены в 1688).
На «старом кладбище» внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов, некоторые декабристы (М.И.Муравьев-Апостол и др.), историк С.М.Соловьев и его сын философ В.С.Соловьев и др. В 1898–1904 с юга было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. Закрытый в 1922, монастырь преобразовали сперва в Музей раскрепощения женщины, а с 1926 – в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Обитель явилась центром возрождения церковной жизни в 1940-е годы: в 1943 здесь открыли богословские курсы, а вскоре Богословский институт, затем переведенный в Троице-Сергиеву лавру; тогда же здесь был создан и издательский отдел Московский патриархии. Ныне возобновляется и иноческая жизнь, сосуществующая с музейно-художественной.
«Новое кладбище» в советский период преобразовали в самый значительный, уступающий по политическому престижу лишь кремлевской стене, московский некрополь, куда перенесли некоторые памятники и останки с других кладбищ (к примеру, А.П.Чехова перезахоронили со старой на новую территорию в пределах самого Новодевичьего; останки Н.В.Гоголя перевезли из Данилова монастыря). Число покоящихся здесь знаменитых личностей (Н.С.Аллилуева и Н.С.Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и С.М.Эйзенштейн, В.А.Серов и В.А.Фаворский и многие другие) не поддается перечислению. Это также крупнейший в России музей надгробной скульптуры (надгробия работы С.Т.Коненкова, С.Д.Меркурова, В.И.Мухиной, Э.И.Неизвестного, В.А.Сидура, И.Д.Шадра и др. мастеров).
Паламарчук П.Г. Сорок сороков, т. 1. Кремль и монастыри. М., 1994
Московский Новодевичий монастырь. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»