Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

НЬЯЯ-БХАШЬЯ

НЬЯЯ-БХАШЬЯ (санскр. ), первый из сохранившихся комментариев к Ньяя-сутрам (4–5 вв.). Составлен Пакшиласвамином Ватсьяяной. Об авторе известно только то, что он был брахманом, прекрасно изучившим грамматическую традицию.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ватсьяяна связывает отдельные единицы комментируемого текста между собой, уточняет их значение, разъясняет пассажи, делит определения сутр на части и «параграфы», углубляет диалог составителя сутр с его оппонентами и «создает» новых, а также обеспечивает классификации комментируемого текста иллюстративным материалом (прежде всего в комментарии к V разделу сутр) с целью снабжения «наглядными пособиями» учителей. В Ньяя-бхашье 16 канонических единиц ньяи – падартхи – обретают признаки философских категорий (на них «распределяется» сущее как таковое); они же делятся на две основные категории – источники знания и предметы знания – и 14 вспомогательных. Эти философские категории (которые оказываются, в свою очередь, аспектами четырех «сверхкатегорий» – источника познания-прамана, субъекта познания-праматр, предмета познания-прамея и результата познания-прамити) являются основным признаком, отличающим философию как научную дисциплину знания (анвикшики – здесь Ватсьяяна опирается на Артхашастру) от «только познания Атмана» вроде гносиса Упанишад. Автор Ньяя-бхашьи полемизирует с материалистами, буддистами разных направлений, мимансаками, санкхьяиками, ведантистами и вводит доктрины ньяи в контекст общеиндийского «философского симпозиума». Расширяя проблематику сутр, Ватсьяяна нередко пользуется их исходным материалом для построения новых для ньяи философских конструкций: концепции ума-манаса как «внутреннего чувства», объектами которого являются составляющие эмоционального мира индивида, а также концепции памяти как проявления авторефлективного сознания, обосновывающего субстанциальное Я, дистрибуции проявленных и латентных качеств материальных элементов, иерархизации уровней универсалий и вечности («отрицательной» и «положительной»), обоснования бытия Бога как агента мироздания.

Ньяя-бхашья стала первым ярусом «многоэтажного» здания комментаторской литературы наяиков: в 7 в. к ней составляется Ньяя-варттика Уддьотакары, к последней – Ньяяварттика-татпарьятика Вачаспати Мишры (9–10 вв.), которая, в свою очередь, была истолкована в Ньяяварттикататпарьятика-паришуддхи Удаяны (11 в.). При этом каждое поколение наследников Ватсьяяны начинало новый виток дискуссии с буддистами (которые в лице Дигнаги вступили в решительную полемику с автором Ньяя-бхашьи).

См. также АРТХАШАСТРА; АТМАН; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; НЬЯЯ-СУТРЫ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Фобии и страхи

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет