Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ

ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ (санскр. ), комментарий к Йога-сутрам, составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (по-видимому, он детально знал Абхидхармакошу Васубандху). Автор Йогасутра-бхашьи разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах. Во введении предлагается пятеричная схема уровней сознания. В комментарии к сутрам I.24–25 Вьяса обосновывает непревзойденность Ишвары тем, что существо более могущественное должно быть им самим и не может быть никого равного ему; цель Ишвары – приносить бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действий). Вьяса, далее, отстаивает неизменность связи между словом и его объектом, солидаризируясь здесь с мимансаками.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В полемике с буддистами подчеркивается необходимость признания наряду со свойствами (дхарма) также их «носителя» (дхармин). Позиция же буддийского идеализма, отождествляющего объекты с их отражением в сознании, несостоятельна, поскольку один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»); Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании того, что сами модусы (букв. «пути») существования объекта и познания разнородны. Объективность внешних вещей обосновывается и их активностью: подобно магниту, они притягивают к себе сознание и «окрашивают» его. 

См. также АНТАХКАРАНА; ВАСУБАНДХУ; ЙОГА-СУТРЫ; ПУРУША.

Владимир Шохин

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Тексты классической йоги. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Известные династии

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет