Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПАКУДХА КАЧЧАЯНА

ПАКУДХА КАЧЧАЯНА (пали ), один из шести «диссидентствовавших» философов шраманской эпохи (середина I тыс. до н.э.), взгляды которых излагаются в Саманнапхала-сутте. Пакудха Каччаяна (судя по второму имени – отпрыск древнего брахманского рода) выделял семь «атомарных» начал, определяющих бытие индивида: четыре материальных элемента (земля, вода, огонь, ветер), радость и страдание, а также одушевляющее начало (джива), характеризуемые как «предельные», неизменные («прочные, «как вершины гор, неколебимые как колонны», – формула, выражающая кредо тех, кто учил о безначальности Атмана и мира, по Брахмаджала-сутте), статичные, взаимоизолированные и не могущие быть причинами радости и страдания друг для друга. Принципиальная отделенность радости и страдания от субъекта позволяет считать их глубинными внутренними интенциями индивида, а субъекта – внеположным любым чувствам и действиям. Поэтому обычная жизнь индивида является, согласно Пакудхе, призрачной: «Потому никто не убивает и не заставляет убивать [другого], не слушает [наставления] и не наставляет [сам], не познает [ничего] и [никогo] не учит. И если даже кто-нибудь раскроит [кому-нибудь] острым мечом череп, он не лишит его жизни, ибо меч пройдет [лишь] через «границы» [этих] начал». Здесь обнаруживается характерная стратификация уровней истины: на уровне эмпирического сознания существуют познающие, действующие и страдающие субъекты, на уровне истины для «совершенных» существуют только конфигурации описанных семи внесубъектных субстанциальных начал, которые и в сумме своей не складываются в «личность». Дуалистическая и в известном смысле обедненная параллель этой схеме – в джайнской Сутра-кританге, где джива противостоит пяти стихиям.

Также по теме:
БРАХМАН
БРАХМАН

Влияние Пакудхи на последующую индийскую философию было весьма значительным. Пакудха впервые представил набор субстанций, предварительно «испытав» их на «атомарность» – несводимость к другим началам (ср. системы субстанций в джайнизме и вайшешике); построил модель философского реализма, признавая и материальные и нематериальные начала; он несет немалую ответственность за «разложение» индивида на составляющие – основную предпосылку деперсонализма.

Также по теме:
ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ
Также по теме:
ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ
ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ

См. также АТМАН; БРАХМАДЖАЛА-СУТТА; БУДДИЗМ; ДЖАЙНСКИЙ КАНОН; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САМАННАПХАЛА-СУТТА; СУКХА; ТРИПИТАКА.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет