РАНЕР, КАРЛ
РАНЕР, КАРЛ (Rahner, Karl) (1904–1984), немецкий католический теолог, способствовавший обновлению католической теологии в 20 в.
Родился во Фрайбурге 5 марта 1904. В 18-летнем возрасте вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов). В 1924–1927 в рамках орденской подготовки изучал философию и теологию в Австрии, Германии (к этому периоду относится увлечение философией Жозефа Марешаля), в 1927–1929 проходил практическую подготовку как воспитатель, в 1929–1933 изучал теологию в Валкенбурге (Нидерланды), затем занимался философией во Фрайбургском университете в семинаре М.Хайдеггера (4 семестра, 1934–1936), готовясь к защите диссертации по философии, поскольку орденское начальство видело в нем будущего профессора истории философии. Защитить докторскую диссертацию (позднее опубликована в виде книги Дух в Мире, Geist in Welt, 1939) во Фрайбурге не удалось (из-за отрицательной оценки рецензента). В 1932 Ранер стал священником. До завершения философской докторантуры орденские руководители переориентировали его на теологию. В 1936 Ранер защитил докторскую диссертацию по теологии в университете Инсбрука, а в 1937 – там же габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность) диссертацию. В 1937–1938 Ранер – доцент Инсбрукского университета, но его педагогическая деятельность пресеклась после того, как нацисты закрыли теологический факультет (1938) и запретили деятельность иезуитов. В 1939–1944 Ранер работал в Пастырском институте в Вене, в 1944–1945 был священником в Нижней Баварии. В 1945–1948 – профессор в философской высшей школе («Берхманнсколлег») ордена иезуитов в Пуллахе (близ Мюнхена), в 1948–1964 на теологическом факультете университета Инсбрука, в 1964–1967 в Мюнхенском университете (преемник Романо Гуардини на философском факультете, кафедра христианского мировоззрения и философии религии), в 1967–1971 в университете Мюнстера (снова в качестве профессора догматики и истории догматов). Участвовал во Втором Ватиканском соборе (1962–1965, см. ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ) как советник кардинала Кёнига, а затем как официальный теолог собора. В 1969–1973 член папской теологической комиссии. В 1973 экстраординарный профессор по междисциплинарным вопросам теологии и философии в философской высшей школе ордена иезуитов в Мюнхене.
Ранер занимался издательской деятельностью как редактор серии книг по актуальным вопросам теологии «Quaestiones disputatae» и участвовал в подготовке второго издания Словаря теологии и церкви (Lexikon für Theologie und Kirche). После выхода в академическую отставку (1971) и вплоть до смерти Ранер боролся за реализацию в теологии и жизни Католической церкви решений II Ватиканского собора. В 1981 вернулся в Инсбрук. Кавалер ордена «Pour le Mérite», член Британской академии, почетный доктор многих университетов Старого и Нового Света. Число его трудов (книг и статей) превышает 4000. Умер Ранер в Инсбруке 30 марта 1984.
В теологии Ранера, члена Общества Иисуса, присутствуют два измерения – внутреннее и внешнее. Внутреннее – это мистика духовных упражнений основателя ордена Игнатия Лойолы, внешнее – связано с апологетикой, защитой христианства перед лицом современного, антропоцентричного мира. Теологию Ранера называют «переводом мистического опыта на современный язык».
Бог открывает себя в благодатном Откровении, которое предполагает наличие тварного существа адресата этого Откровения. Бог дал человеку Откровение не для умножения его знаний, а ради самого человека, для определения цели его существования. Но если Откровение имеет такое отношение к человеку и определяет его экзистенцию, то и человек имеет экзистенциальное отношение к Откровению. Человек предназначен для восприятия Откровения, а это значит, что он располагает для этого некой трансцендентальной структурой, наделен способностью принимать это Откровение. Человек изначально как бы «настроен» на Бога. Трансцендентальная теология, которую развивает Ранер, проясняет «априорные условия в верующем субъекте для познания всякой истины веры».
Человек в поисках себя неизбежно сталкивается с тайной бесконечного Бога, и приходит к себе, отдаваясь непостижимой тайне Бога. В Иисусе Христе, в вочеловечении Бога, утверждает Ранер, – «уникальный и предельный случай сущностного завершения человеческой действительности». Во Христе сливаются воедино посюсторонность (имманентность) Бога в человеке и потусторонность (трансцендентность) человека в Боге. Согласно Ранеру, христианское бытие есть подлинное человеческое бытие, а подлинное человеческое бытие есть «анонимное» христианское бытие. Тогда человек, достигший подлинного осуществления своей человеческой сущности, есть христианин, пусть он об этом и не подозревает. Так Ранер в 20 в. решал проблему абсолютного притязания христианства: говоря об анонимных христианах, он стремился преодолеть узость церкви, раздвигая ее границы для современных людей.
Ранер, Хуго (Rahner, Hugo) (1900–1968), брат Карла Ранера, католический теолог, специализировался по истории церкви, патрологии, знаток творчества св. Игнатия Лойолы.
Мольтман Ю. Теология сегодня. – Путь, 1994, № 5
Ответь на вопросы викторины «Философия»