Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЕДЕРБЛЮМ, НАТАН ОЛОФ ЛАРЕ

СЁДЕРБЛЮМ, НАТАН ОЛОФ ЛАРЕ (Söderblom, Nathan Olof Lars) (1866–1931) – шведский архиепископ, руководитель экуменистического движения христианских церквей. Лауреат Нобелевской премии мира 1930 за заслуги в достижении мира путем религиозного объединения.

Также по теме:
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ

Родился 18 января 1866 в Трене – шведской провинции Хельсингланд – в глубоко набожной семье пастора. С детства решил стать священником. Поступил в Упсальский университет. Пользовался авторитетом не только благодаря своими интеллектуальными способностями, но также личному шарму, энергии и ораторским способностям. В 1886 получил степень бакалавра со знанием греческого, иврита, арабского и латинского языков. Это позволило получить стипендию на дальнейшие изыскания в области теологии и истории религии в Теологической школе Упсальского университета, где проработал следующие 6 лет. Был редактором студенческого миссионерского журнала.

Поворотным моментом в его жизни стало посещение лекции одного заезжего священника на христианской студенческой конференции в 1890. Под влиянием услышанного он записал пророческие слова в своем дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви». Укрепление единства церквей и преодоление сектантских разногласий он выбрал целью своей жизни.

В 1893 получил сан пастора и приступил к работе в качестве капеллана психиатрической больницы в Упсале. Это улучшило его материальное положение и позволило жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл. Затем получил назначение пастором шведской церкви в Париже, где проповедовал с 1894 по 1901. В числе его прихожан были Альфред Нобель, Август Стриндберг и многие другие известные шведские писатели, бизнесмены, дипломаты, художники.

Летний период проводил в г.Кале, где занимался самообразованием и служил капелланом для шведских моряков. Одновременно вел диссертационное исследование в области теологии, истории религии и древних языков. В результате стал первым иностранцем, получившим степень доктора теологии на протестантском факультете Сорбонны в 1901.

Опыт работы и учебы во Франции усилил изначальное стремление Сёдерблюма достичь «свободного союза» всех христианских церквей. В 1901 вернулся в Швецию и возглавил кафедру теологии в Упсальском университете (до 1914). Эпизодически в 1912–1914 выезжал читать историю религии в Лейпцигский университет.

В эти годы написал серию книг по истории, психологии и философии религии. Вместе с группой единомышленников – коллег и студентов Упсальского университета – он возродил теологическую науку в Швеции. Благодаря Сёдерблюму получило развитие сравнительное религиоведение, история нехристианских верований была включена в дисциплину «Христианство» и стимулировалось активное изучение жизни и учения Мартина Лютера.

Избрание Сёдерблюма архиепископом Упсалы, а затем главой шведской церкви, было неожиданностью. По обычаю король выбирал первого из списка кандидатов, предоставляемых 16 коллегиями выборщиков. На первом и втором месте в списке оказались выдающиеся архиепископы, которые вместе набирали 82% голосов практически поровну. Сёдерблюм – популярный священник и профессор – был лишь на третьем месте с 18% голосов. И тем не менее, выбор пал на него. Впервые с 1670 церковная традиция была нарушена.

Последующие 17 лет он посвятил руководству церковью, привлечению средств на восстановление старых и строительство новых церквей, на проведение конференций, консультирование руководства Упсальского университета в качестве его неофициального руководителя. Одновременно он не прекращал собственных изысканий и публикаций научных трудов.

За пределами Швеции он больше известен как архитектор экуменистического движения 20 в. Еще в 1909 начал процесс сближения Шведской и Англиканской церквей. В 1920 епископ англиканской церкви принял участие в церемонии посвящения двух шведских епископов. В своей деятельности Сёдерблюму пришлось столкнуться с консерватизмом французских, немецких и американских церковных кругов, изоляционизмом восточного христианства и откровенной оппозицией со стороны Римской католической церкви.

Благодаря его личному шарму, церковному престижу и университетской известности, ему удалось провести в 1925 Всеобщую христианскую конференцию в Стокгольме, на которой встретились представители Англиканской, Протестантской и Ортодоксальной христианских церквей. Среди участников были представители Русской православной церкви. Ватикан проигнорировал это мероприятие. Участники конференции обсуждали проблемы примирения различных теологических взглядов и возможности социальной деятельности для достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Конференция стала прологом к образованию в 1948 Всемирного совета церквей.

Сёдерблюм с гордостью принял избрание его членом Шведской академии наук в 1921 и присуждение Нобелевской премии мира в 1930. В 1931 он приступил к чтению курса лекций в рамках Гиффордовских чтений в Эдинбурге, но успел прочесть только первый цикл.

Умер в Упсале 12 июля 1931 от сердечного приступа.

Труды: Söderblom, Nathan, Christian Fellowship: The United Life and Work of Christendom. New York, Revell, 1923; The Church and Peace. Oxford, Clarendon Press, 1929; Söderblom, Nathan, The Living God: Basal Forms of Personal Religion. The Gifford Lectures. London, Oxford University Press, 1933.

Михаил Липкин

Также по теме:
Религия

Литература:

Sundkler, Bengt G.M. Nathan Söderblom: His Life and Work. London, Lutterworth, 1968

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет