Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШАНТИДЭВА

ШАНТИДЭВА (санскр. ), буддийский философ и мистический поэт, последователь мадхьямики, творчество которого датируется 7–8 вв. Шантидэва был сыном царя Саураштры (совр. Гуджарат) Кальянаварманы, ушедшим в монастырь Наланды. Шантидэва – автор нескольких сочинений, систематизирующих доктрину махаяны. Одно из них – Шикшасамуччая (Сводка буддийского учения) – удачная попытка кодифицировать в 27 стихах учение махаяны с включением цитат из предшествующих текстов. Другое сочинение, которое и принесло ему славу, – Бодхичарьяватара (Вхождение в жизнь, ведущую к просветлению) – было написано в стиле высокой поэзии и вдохновило не менее 11 комментаторов (истолкования сохранились на тибетском языке).

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава I открывается прославлением стремления к «просветлению» (бодхичитта), благой решимости стать буддой ради «освобождения» живых существ. Шантидэва принимает это решение, радуется добрым делам людей, молит будд всех частей света возжечь светильник дхармы для пребывающих в неведении и уговаривает бодхисаттв отложить свою нирвану, чтобы помочь достичь ее другим.

В главе III Шантидэва обращается к самому себе как ставшему на путь бодхисаттвы, обещая использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ и служить лекарством, врачом и сиделкой для всех, кто еще не избавился от «болезней» сансары.

Главы IV–VIII посвящены обету бодхисаттвы и тем «совершенствам» (парамиты), которыми он призван овладеть. Прежде всего он должен пожертвовать собой ради других, но ему следует также соблюдать и правила нравственного поведения (шила). Три главных врага человека – гнев, ненависть и страсть. Именно они, а не «внешние» враги ранят нас. Последних мы должны любить так же, как и всех остальных, ибо если мы любим все создания, то этим радуем будд, а когда пытаемся нанести им ущерб, враждуем и с буддами. Нельзя ненавидеть даже врагов религии – тех, кто осмеивают и уничтожают изображения Будды, ступы и даже пытаются разрушить само учение. Тот, кто желает добра другим, делает добро буддам и бодхисаттвам, которые сами неоднократно сходили в ады ради блага живых существ. Бодхисаттва с самого начала не должен различать себя и других, и именно полное отождествление себя с другими является духовным упражнением, в котором следует особенно прилежно подвизаться. Подобно тому, как человек любит свои руки и ноги, так он должен любить и все другие существа – члены общего с ним мира. С неподдельным вдохновением Шантидэва доказывает, что для благочестивого «ученика просветления» должно быть очевидно единство себя и других (паратмасамата) и, более того, он должен стремиться к «превращению других в себя» (паратмапаривартана).

Весь этот энтузиастический альтруизм, однако, резко сходит на нет в главе IX. «Опьянение состраданием» завершается отрезвлением. Все в мире тщетно и преходяще, но если иллюзия в связи с выполнением обязанностей (карьямоха) благотворна, то иллюзия в связи с собственным Я (атмамоха) вредоносна. После изложения учения об активном сострадании Шантидэва приходит к выводу, что поскольку все сущее пусто и преходяще и некого почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть. Шантидэва принимает учение о двух уровнях истины, разработанное Нагарджуной, и если на уровне конвенциональном были друзья (все живые существа) и враги (главные страсти), то на уровне абсолютном нет уже ни тех, ни других (а потому и само сострадание является «условным», относительно полезным или вредным).

В Х главе поэт вновь обращается к идеалу активного сострадания у бодхисаттвы Манджушри.

См. также НАГАРДЖУНА; ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет