Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

УДАЯНА

УДАЯНА (санскр. ), индийский философ 11 в. Уроженец Митхилы (северо-восток Индии), Удаяна много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), был автором по крайней мере семи сочинений.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Атмататтвавивека (Различение истины об Атмане) – полемический антибуддийский трактат. Доктрина всемгновенности, отрицающая существование любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна, равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих существование внешних по отношению к сознанию вещей, которое отрицает и Атмана (несводимого к серии познавательных актов), и отождествление объекта с его свойствами, и аргумент в связи с ненаблюдаемостью Атмана. Удаяна показывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и умозаключению, и самосознанию, и таким принятым самими буддистами основоположениям, как закон кармы. В трактате обосновываются существование Бога, авторитет Вед и наяиковская концепция «освобождения» как полного прекращения страданий. Несмотря на свой полемический заряд, Удаяна развивает и своеобразную «экуменическую» позицию: миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика, санкхья, шактизм, адвайта-веданта и ньяя, которую он называет «высшей ведантой», суть последовательные ступени восхождения к единой истине.

Ньяякусуманджали (Венок из цветов дерева ньяи) – «диссертация» по теологии, демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога. Таких аргументов восемь: 1) мироздание, имеющее природу следствия, предполагает миросозидателя подобно тому, как горшок предполагает горшечника; 2) мир состоит из атомов, но они, будучи пассивными, требуют перводвигателя, которым и должно быть Божество; 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку не «падает», – также, как палку в воздухе держит в когтях птица; 4) должен был существовать Первоучитель слов, причем им не мог быть человек; 5) знание, содержащееся в Ведах, безупречно, ибо подобно непосредственному восприятию; 6) Веды должны иметь Автора подобно медицинским и прочим трактатам; 7) Веды – произведения Сознательного Существа, ибо подобны Махабхарате и другим сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков, но в модифицированном виде применимы и против мимансаков. В вводных стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство – в духе «экуменического религиоведения»: в пользу существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны – как аскета, мимансаки – как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем мире.

Также по теме:
КАРМА
КАРМА

В Киранавали (Линии лучей) – комментарии к Падартхадхармасанграхе Прашастапады – Удаяна в разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады, определяет «освобождение» (мокша) и средства его достижения, природу темноты (как «положительной» сущности), универсалий, кванторов индивидуации, присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя вещества), пространства, времени, Атмана. В разделе, посвященном качествам, определяется прежде всего сама качественность (гунатва), а затем отдельные составляющие этого класса – числа, разделенность и т.д.; завершается текст исследованием источников знания.

См. также АНАТМАВАДА; АТМАН; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; МОКША; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет