Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ВИНЕ, АЛЕКСАНДР

    ВИНЕ, АЛЕКСАНДР (Vinet, Alexandre) (1797–1847), швейцарский философ, теолог и литературовед. Родился в Уши близ Лозанны 17 июня 1797. Изучал теологию в Лозанне. В 1817–1837 преподавал французский язык и литературу в гимназии в Базеле. В 1837 стал профессором практической теологии в Лозаннской Академии.

    Также по теме:
    ФИЛОСОФИЯ
    ФИЛОСОФИЯ

    Вине всю жизнь изучал Паскаля, полагая, что главное в его концепции – это антропология. Идея Паскаля о том, что человек без Бога ничтожен, а с Богом велик, позволяет, по мнению Вине, создать теологию, тесно связанную с духовной жизнью. Опираясь на идеи Паскаля, практическую философию Канта и англосаксонскую спиритуалистическую философию, Вине решал проблемы личности, отношения морали и религии с позиции христианского гуманизма. В его понимании личность – одновременно индивидуальна и социальна, ответственна и незаменима в своей единичности. Основу человеческого сознания составляет «принцип индивидуальности», или свободы, предполагающий чувство долга и интуитивное знание морального закона. В конечном счете требования морали и благодать, долг и вера примиряются только в Евангелии.

    Вине отвергал социализм и коммунизм в том виде, в каком они представали в работах Сен-Симона, Кабе, Фурье и Прудона, считая, что обожествление «массы», отрицание принципов индивидуализма и свободы несут в себе смертельную опасность для развития личности и общества. В противовес им социализму и коммунизму выдвигал идеи религиозного и политического либерализма.

    Предлагая христианское обоснование индивидуализма, Вине настаивал на индивидуальном характере религии и ратовал за ее свободу, за независимость церкви от государства. Задача государства, полагал он, – гарантировать церкви условия ее существования и ни в коем случае не вмешиваться в ее внутреннюю жизнь. Свобода в религиозных вопросах представлялась ему единственной гарантией духовной подлинности личности. Вине, которого называли «Шлейермахером французского протестантизма», пользовался большим авторитетом в кантоне. В 1845, когда вновь сформированное правительство отрешило от должности 184 пасторов, Вине стал одним из вождей движения, которое привело к основанию независимой церкви («Свободной церкви кантона Во»).

    Умер Вине в Кларене 4 мая 1847. Известность ему принес набросок курсов, дополненный примечаниями его учеников, – Пастырская теология (Théologie pastorale, 1850).

    Среди трудов Вине – Мемуар в защиту свободы культов (Mémoire en faveur de la liberté des cultes, 1826); Речь о нескольких религиозных вопросах (Discours sur quelques sujets religieux, 1831); Об отделении Церкви от государства (Sur la séparation de l'Eglise de l'Etat, 1842); Опыт о демонстрации религиозных убеждений (Essai sur la manifestation des convictions religieuses, 1842); Очерки о Блезе Паскале (Etudes sur Blaise Pascal, 1848); Этюды о французской литературе XIX века (Etudes sur la littérature française au XIX-e siècle, 3 vol., 1849–1851); Моралисты XVI и XVII веков (Moralistes des XVI et XVII siècles, 1859).

    Ирина Блауберг

    Также по теме:
    ФилософияРелигияЛитература
    
    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Мифология»
    Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Экзамен по Рок-н-Роллу

    Пройти тест

    Физика

    Пройти тест

    Спорт

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет