Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВИШВАКАРМАН

ВИШВАКАРМАН (санскр. – «Вседелатель»), одно из наиболее важных абстрактных божеств индуистской мифологии, которому в Ригведе приписывается роль строителя вселенной, работающего с ее исходным материалом. В одном из этих гимнов поэт восклицает: «Имея повсюду глаза и повсюду лицо, повсюду – руки и повсюду – ноги, порождая небо и землю, один бог, он сплачивает (их) вместе (своими) руками, (своими) крыльями» (перевод Т.Я.Елизаренковой) и различает его высшие, средние и низшие состояния, постичь которые можно только при его же помощи, во время жертвоприношения ему. В другом гимне подчеркивается его роль культурного героя – как единственного установителя имен богов, что было важно для сознания человека древности. Вишвакарман ассоциируется с функционально близким ему Тваштаром – демиургом-ремесленником ведийских богов. Имя «Вишвакарман» нередко является величальным эпитетом других, основных ведийских богов – прежде всего Индры и Сурьи, а в поздневедийский период – Праджапати, отца богов и людей.

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

В мифологии эпической и пуранической Вишвакарман превращается в сравнительно скромного мастерового, который, например, строит дворцы для Варуны и Куберы, создает прекрасную деву, из-за которой в сражении гибнут два брата-демона Сунда и Упасунда, делает гирлянду для Сканды и т.п. Обрастает он густыми «родственными связями» и детьми – это дочь Санджия, одна из жен Сурьи, и Нала – обезьяний вожак и строитель.

Также по теме:
Религия

Литература:

Иванов В.В. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции. – В кн.: Индия в древности. М., 1964
Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
Топоров В.Н. Вишвакарман. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. М., 1991

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет