Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯМА

ЯМА (санскр. ), в ведийской мифологии бог смерти, бывший прежде первым человеком, вкусившим смерть, возглавившим царство мертвых; в индуистской мифологии – один из хранителей мира (локапалы), ответственный за юг – страну умерших (согласно еще ведийским представлениям).

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

Упоминания о Яме содержатся в поздних гимнах Ригведы, прежде всего в том из них, где описывается несостоявшийся инцест, когда его сестра Ями пыталась склонить его к любовному соединению и была отвергнута им по нравственным соображениям. Согласно большинству ученых, здесь следует видеть общечеловеческий миф о прародителях человечества (ближайшие аналоги – иранские брат и сестра Йима и Йимак, которые становятся прародителями людей), получивший на определенной стадии культуры негативную интерпретацию. В поздневедийской мифологии Яма, став царем мира, добивается признания своего божественного достоинства со стороны богов, которые в конце концов говорят о нем: «он стал таким, как мы». Яму, утвердившегося в царстве мертвых, сопровождают два четырехглазых пса, которые рыщут в мире людей, выискивая для него добычу.

В эпической мифологии образ Ямы конкретизируется: он восседает на троне в нижнем мире, в своей «резиденции» Ямапуре, и когда к нему приходит очередной смертный, его писец Читрагупта сообщает ему обо всех делах, совершенных умершим на земле. После этого Яма определяет, куда направить новоприбывшего – в блаженные обители предков или в один из адов (число которых варьирует от 3 до 21) либо вновь на землю для дальнейшего перевоплощения согласно закону кармы. В качестве судьи людей Яма идентифицируется как Дхарма – персонификация дхармического закона; другие его «ипостаси» – Мритью («Смерть»), Антака («Тот, кто кладет конец»), Кала («Время»). Изображается Яма одетым в красную одежду, его ездовым животным (вахана) считается черный буйвол, оружием – дубинка и петля, посредством которой он извлекает душу из умершего. В пуранах предлагаются различные фантазии на тему его семейных связей (он – сын Вивасвата и Саранью, брат Ями и прародителя людей Ману) и установления в должности царя мертвых – согласно одной из них, таковым он стал вследствие проклятия своей мачехи, уступив царство живых людей своему брату Ману.

См. также ВЕДЫ; ДХАРМА; ЛОКА.

Также по теме:
Религия

Литература:

Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
Гринцер П.А. Яма. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет