Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН

ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН (1658–1722), русский церковный и государственный деятель, богослов. Учился в Киево-Могилянской академии и иезуитских богословских школах Львова и Вильно. Преподавал в Киево-Могилянской академии. Был митрополитом Рязанским и Муромским. С 1702 – местоблюститель патриаршего престола. В 1721 становится первым президентом Святейшего Синода.

Также по теме:
МИТРОПОЛИТ
МИТРОПОЛИТ

Взгляды Яворского представлены в философском курсе Философское состязание, прочитанном в Киево-Могилянской академии в 1693–1694. Сформулированные здесь принципы отвечали общему направлению развития католической мысли в эпоху Контрреформации (так называемая «вторая схоластика»). В гораздо в большей степени, чем в классическом томизме, в лекциях Яворского признается «равноправие» материи и формы, последняя, в его трактовке, существует непосредственно в материи. В целом Яворский придерживался умеренного номинализма: «универсалии являются ничем или вторичным». Иерарх был сторонником концепции «двух истин» (богословской и философской). Уже после смерти Стефана Яворского был опубликован его основной труд Камень веры (1728). Сформулированные в этом сочинении принципы богословского образования оказали влияние на систему обучения в духовных школах России в 18 в. В общественно-политических воззрениях Яворский был верен идеалу абсолютной монархии, но монархии просвещенной, признающей и охраняющей права всех сословий.

Также по теме:
МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Умер Стефан Яворский в Москве 27 ноября (8 декабря) 1722.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Стефан Яворский. Проповеди, ч. 1–2. М., 1804
Неизданные проповеди Стефана Яворского. СПб, 1867
Стефан Яворский. Риторическая рука. СПб, 1878
Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. – В кн.: Самарин Ю.Ф. Сочинения, т. 5. М., 1880
Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII–XVIII веков (Стефан Яворский). Киев, 1982

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Известные династии

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет