Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН

    ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН (1658–1722), русский церковный и государственный деятель, богослов. Учился в Киево-Могилянской академии и иезуитских богословских школах Львова и Вильно. Преподавал в Киево-Могилянской академии. Был митрополитом Рязанским и Муромским. С 1702 – местоблюститель патриаршего престола. В 1721 становится первым президентом Святейшего Синода.

    Также по теме:
    МИТРОПОЛИТ
    МИТРОПОЛИТ

    Взгляды Яворского представлены в философском курсе Философское состязание, прочитанном в Киево-Могилянской академии в 1693–1694. Сформулированные здесь принципы отвечали общему направлению развития католической мысли в эпоху Контрреформации (так называемая «вторая схоластика»). В гораздо в большей степени, чем в классическом томизме, в лекциях Яворского признается «равноправие» материи и формы, последняя, в его трактовке, существует непосредственно в материи. В целом Яворский придерживался умеренного номинализма: «универсалии являются ничем или вторичным». Иерарх был сторонником концепции «двух истин» (богословской и философской). Уже после смерти Стефана Яворского был опубликован его основной труд Камень веры (1728). Сформулированные в этом сочинении принципы богословского образования оказали влияние на систему обучения в духовных школах России в 18 в. В общественно-политических воззрениях Яворский был верен идеалу абсолютной монархии, но монархии просвещенной, признающей и охраняющей права всех сословий.

    Также по теме:
    МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Умер Стефан Яворский в Москве 27 ноября (8 декабря) 1722.

    Также по теме:
    ФилософияРелигия
    
    Литература:

    Стефан Яворский. Проповеди, ч. 1–2. М., 1804
    Неизданные проповеди Стефана Яворского. СПб, 1867
    Стефан Яворский. Риторическая рука. СПб, 1878
    Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. – В кн.: Самарин Ю.Ф. Сочинения, т. 5. М., 1880
    Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII–XVIII веков (Стефан Яворский). Киев, 1982

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
    Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Спорт

    Пройти тест

    Животные

    Пройти тест

    История в фактах

    Пройти тест

    Философия

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет