Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЛПЕРС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

АЛПЕРС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1894–1974), русский театровед, педагог. Доктор искусствоведения (1946), профессор ГИТИСа (1943). Родился 11 (23) марта 1894 в пос. инженеров Новониколаевский (ныне г.Новосибирск): в строительстве Транссибирской магистрали принимал участие отец Алперса, экономист, приехавший из Петербурга. В 1912 в жизнь Алперса вошел театр – через Вс.Э.Мейерхольда, с которым он познакомился и сблизился гимназистом выпускного класса, хотя тот был старше на двадцать лет. В 1913 Алперса, студента юридического факультета Петербургского университета (1913–1918), Мейерхольд пригласил в свою Студию на Бородинской улице. Два года Алперс был секретарем Студии, затем журнала «Любовь к трем апельсинам», издаваемого Мейерхольдом. С Мейерхольдом связана значительная пора жизни Алперса, сначала в Петербурге, а потом, в годы Гражданской войны, в Новороссийске.

Также по теме:
АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В Октябрьскую революцию 1917 Алперс осознает театр как один из самых действенных путей «выработки нового миросозерцания». В 1921 работал в Петроградском театральном обществе и в Политпросвете, тогда же директор Лиговского народного театра, затем художественный руководитель театра Новой драмы (1921–1924). Весной 1924 по приглашению Мейерхольда едет в Москву в Театр Революции, где заведует литературной частью (1924–1927), которая становится своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А.М.Файко, Б.С.Ромашов, В.Н.Билль-Белоцерковский, В.В.Вишневский, Н.А.Зархи и др.).

В 1920–1930-е годы Алперс – постоянно действующий критик по драматургии, театру и кино, занимается научной работой. В конце 1920-х публикует несколько монографий, в т.ч. о Театре Революции, в 1931 выходит получившая мировую известность книга Алперса о Мейерхольде Театр социальной маски.

Также по теме:
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ

К большим теоретическим обобщениям Алперс всегда шел от конкретного, частного. Так, из вступительной статьи к хрестоматии по мастерству актера (1935) родился его капитальный труд Актерское искусство в России (1945). Рецензия 1957 на спектакль Малого театра в 1970-е переросла в крупное исследование творчества А.Н.Островского «Сердце не камень» и поздний Островский, а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934) возникла работа Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов (1969).

В 1940-е годы в статьях, публичных выступлениях, лекциях (Алперс вел педагогическую работу с 1925, с 1939 в ГИТИСе) о драматургии Чехова, о новой системе театра, складывающейся на рубеже 19–20 вв., театровед разрабатывал темы, которые составят содержание таких поздних его работ, как Годы артистических странствий К.С.Станиславского, В.Ф.Комиссаржевская и др. Мысль о том, что исследователь актерского творчества должен быть прежде всего историком общественной психологии, составляет один из ведущих мотивов его статей Бабанова и ее театральное время, Творческий путь МХАТ Второго и др.

В работе конца 1960-х Судьба театральных течений, как много раньше в статье Пятнадцать лет советского театра, Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути органического сближения мхатовской и мейерхольдовской систем.

Подготовленный автором двухтомник Театральные очерки (1977) включал работы 1920–1970-х годов, представившие духовную эволюцию людей его поколения.

Умер Алперс в Москве 7 сентября 1974.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Алперс Б. Театральные очерки, т. 1–2. М., 1977

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет