Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АРЕНА

АРЕНА, в зрелищных зданиях Древнего Рима круглая (или овальная) площадка, засыпанная песком, окруженная амфитеатром зрительских мест и предназначенная для представлений боев гладиаторов с участием диких зверей. Круглая форма арены (как и орхестры в древнегреческом театре) происходит от еще более древнего круга ритуально обрядовых действ и имеет то же обобщенное семантическое значение (образ космоса, мироздания, вселенной). Как площадка для уже современных цирковых представлений, арена («манеж») с начала 19 в. обретает точно фиксированный размер (диаметр 13 метров, обусловленный требованиями конно-акробатических и конно-жонглерских номеров). В 1910-е годы на аренах цирков в Берлине и Петербурге ставилась трагедия Царь Эдип режиссерами М.Рейнхардтом и А.Грановским в оформлении, соответственно, А.Роллера и М.Добужинского, а в 1921– в Москве Мистерия-Буфф в постановке того же Грановского и сценографии Н.Альтмана.

Также по теме:
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Начиная с 1920-х разрабатываются проекты театров со сценой-ареной: архитекторами В.Гроппиусом – для Э.Пискатора, А.Гегелло и Д.Кричевским – для А.Брянцева (реализовано в 1962 А.Жуком), М.Бархиным и С.Вахтанговым – для Вс.Мейерхольда. В 1932 на площадке в форме арены, поставленной в середине зрительного зала Н.Охлопков поставил Мать М.Горького. А во второй половине 20 в. в разных странах (чаще всего в университетских театрах США) сцены-арены стали строиться специально, причем не обязательно круглой формы, но и трапециевидной, прямоугольной, или квадратной, но обязательно окруженные зрительскими местами с трех или четырех сторон. К концу 20 в. такой тип театрального пространства (как грандиозного, так и камерного характера) получил достаточно широкое распространение.

Также по теме:
ЦИРК
ЦИРК

В.И.Березкин

Также по теме:
Театр и КиноЭстрада и Цирк

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет