Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АСТАНГОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

АСТАНГОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (наст. фамилия Ружников) (1900–1965), русский актер. Народный артист СССР (1955), лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950, 1951). Родился 21 октября (3 ноября) 1900 в Варшаве в семье железнодорожного служащего. В 1918 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, где его сокурсниками были Р.Н.Симонов, А.М.Лобанов, О.Н.Абдулов и Н.М.Горчаков. Студентом университета занимался в театральной студии актрисы Малого театра А.А.Матвеевой, брал уроки в студии А.А.Гейрота. В 1920 поступил в студию им. Шаляпина, ставшую для него настоящей актерской школой и первой профессиональной сценой. В это время наибольшее влияние на молодого актера оказал его педагог Л.М.Леонидов, встречи с Е.Б.Вахтанговым и А.Д.Диким. Первые большие роли Астангов сыграл в популярных тогда пьесах Революционная свадьба Михаэлиса и Зеленый попугай А.Шницлера. В 1923 Астангов перешел в театр имени Комиссаржевской. Здесь роль Чичикова (Мертвые души по Н.В.Гоголю, 1925) принесла Астангову известность. Артист создал образ раба безумной идеи, честолюбца, решившегося на самые отчаянные поступки. Среди ролей той поры Лодыжкин (Конец Криворыльска Б.С.Ромашова, 1926), с которого началась портретная галерея врагов революции, сыгранных Астанговым.

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР

В 1927 Астангов на время расстается с Москвой и едет сперва в Одессу (сезон 1927–1928), затем в Казань (сезон 1928–1929), недолго работает в Ленинграде в труппе драматического театра Народного дома. В годы странствий его актерский опыт приобретает профессиональную зрелость. Наряду с циклом неврастенически-криминальным был еще романтико-героический цикл. Среди самых заметных ролей этого плана матрос Годун (Разлом Б.А.Лавренева), Квазимодо (Собор Парижской богоматери по В.Гюго), Бетховен (одноименная пьеса Жижмора). Одесский и Казанский сезоны выдвинули Астангова в первый ряд актеров провинциальной сцены.

В 1930 Астангов вернулся в Москву, в Театр Революции, где работал в 1925–1927. Взлет твочества Астангова в 1930-е годы начинается с роли итальянского анархиста, безработного Спавенты в пьесе Улица радости Н.Зархи (1932). Артист создал неповторимый образ Гая (Мой друг Н.Погодина), интересный особенными чертами современного характера, отразившего взлеты и драмы революции. Несмотря на спорные оценки астанговского Ромео (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1935), в котором преобладали непокой и трагические предчувствия, трактовка Астангова принесла ему всероссийскую известность. Примечательными были его Павел Греков (одноименная пьеса Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Керенский (Правда А.Корнейчука, 1937), Паратов (Бесприданница А.Н.Островского, 1940) и др.

Также по теме:
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

В 1943–1945 Астангов был актером Театра им. Моссовета, сыграл роли Федора Таланова (Нашествие Л.Леонова, 1943) и Треплева (Чайка А.П.Чехова, 1945). С 1945 и до конца жизни Астангов был актером Театра им. Евг.Вахтангова. Первая роль у вахтанговцев – Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, 1946), которую Астангов заканчивал на трагической ноте. Это была своего рода репетиция к Гамлету, сыгранному артистом спустя двенадцать лет.

Большое место в искусстве Астангова конца 1940-х – начала 1950-х годов занимала политическая сатира – такие роли, как Мак-Хилл (Заговор обреченных Н.Вирты), Смит (Русский вопрос К.Симонова), Гарготта (Миссурийский вальс Н.Погодина) и др. Рядом с сатирой в репертуаре Астангова были Инсаров (Накануне И.С.Тургенева), Пастухов (Кирилл Извеков по К.Федину) и др.

Также по теме:
ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ

В последние годы «темперамент мысли» в репертуаре Астангова явно брал верх над лирикой. Роль Маттиаса Клаузена (Перед заходом солнца Г.Гауптмана, 1954) принадлежит к высшим художественным достижениям артиста. Он играл ее с естественностью жизни, заставляя зрителей верить, что этот седой человек еще способен пылко любить и быть любимым. В то же время с подлинным душевным надрывом артист поведал о трагической судьбе человека, у которого в одночасье рухнули все иллюзии и идеалы жизни.

В 1958, на шестом десятке лет, Астангов сыграл своего знаменитого Гамлета. Темой его Гамлета была «вечно беспокойная человеческая мысль». Эта роль была для Астангова великим примером возмужания человека в борьбе со злом.

С 1932 Астангов снимался в кино: Костя-Капитан (Заключенные), Фоглельзанг (Семья Оппенгейм), Коморовский (Мечта), Макферсон (Русский вопрос), Вернер (Княжна Мэри), Роллинг (Гиперболоид инженера Гарина) и др.

Умер Астангов в Москве 20 апреля 1965.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Бояджиев Г. Поэзия театра. М., 1960
Михаил Астангов. Статьи и воспоминания о М.Ф.Астангове. М., 1971

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет