БЕННЕТ, АЛАН
БЕННЕТ, АЛАН (Bennett, Alan) (р. 1934), английский драматург, актер. Родился 9 мая 1934 в Лидсе. В 1957 окончил с отличием Эксетер-колледж Оксфордского университета, получив диплом бакалавра искусств. Его театральный дебют состоялся в 1960 в качестве одного из четырех авторов сатирического спектакля По ту сторону фринджа (Beyond the Fringe), имевшего шумный успех как в Англии, так и в США. Напористый, не признающий никаких запретов и ограничений юмор Беннета помог пробиться на сцену в Англии актеру М.Питону, а в США – знаменитому шоу Роуэна и Мартина Веселье и субботний вечер (Laugh-in and Saturday Night Live).
В 1968 состоялся его первый персональный дебют в качестве автора пьесы Сорок лет спустя (Forty Years On) с Дж.Гилгудом в главной роли. Эта изобретательно сконструированная «пьеса в пьесе» представляла собой комическую аллегорию, за которой легко прочитывались типичные реалии английской жизни. Пьеса получила высокую оценку критиков: «Алан Беннет обладает неподражаемым слухом на словесные штампы и редким умением возводить их в степень неотразимо обаятельного абсурда» (Б.Найтингейл).
Пьеса На плаву (Getrting On, 1971), изысканная комедия в чеховском стиле, как и По ту сторону фринджа и Сорок лет спустя, удостоилась ежегодной премии газеты «Ивнинг стандард» как лучшая пьеса года. В 1973 была поставлена пьеса-фарс Habeas Corpus, в которой Беннет вышел на сцену и как актер. Премьера прошла почти незамеченной, но возобновление пьесы в конце 1990-х однозначно возвело ее в ранг современной классики. В пьесе Старая страна (The Old Country, 1977) Беннет с помощью комедийных средств изображает душевное состояние шпиона, живущего в изгнании. Действие происходит в деревенском доме под Москвой, где герой, англичанин-перебежчик, пытается с женой воссоздать преданную ими родину. Пьеса принесла Беннету успех, сопоставимый лишь с Сорок лет спустя. К теме изгнания Беннет обращается и в одной из своих самых известных телепьес Англичанин за границей (An Englishman Abroad, 1980). Сюжет пьесы воссоздает реальную историю встречи английского шпиона Г.Бeрджесса, в 1951 бежавшего в СССР, и актрисы Корал Браун, приехавшей в Москву на гастроли.
Одна из самых значительных работ Беннета – пьеса Безумие Георга III (The Madness of George III, 1991), воссоздающая два года жизни английского монарха, в течение которых он сначала потерял британские колонии в Америке, а затем и собственный рассудок. Пьеса получила благожелательные отзывы как в Англии, так и в Америке, в 1994 была экранизирована. Сценарий Безумие короля Георга написал сам Беннет, тем самым значительно расширив свою аудиторию и масштабы зрительского признания. Это не был его первый сценарий: кинодебют Беннета состоялся в 1985 на фильме Вечеринка для своих (A Private Function), с Мегги Смит и М.Пэлином, учеником Питона, в главных ролях. «Впервые после золотого века «илингской комедии», царившей в кинематографе Великобритании в начале 1950-х годов, – писал обозреватель «Нью-Йорк Таймс» В.Кэнби, – мы увидели подлинно английскую комедию, герой которой – мошенник и плут, сочетание корысти и благородства». Второй сценарий Беннета, Навостри уши (Prick up Your Ears, 1986), – кинобиография английского драматурга Д.Ортона, в 34 года убитого своим любовником, который затем покончил с собой. В рейтинге фильмов, которые принято называть «культовыми», Навостри уши занимает одно из самых высоких мест.
В числе наиболее значительных пьес Беннета также Наслаждение (Enjoy, 1980), Кафкин член (Kafka's Dick, 1987), Одинокие шпионы (Single Spies, 1988; премия Лоренса Оливье за лучшую комедию 1989) и Говорящие головы (Talking Heads, 1992).
Сборник автобиографической прозы Беннета Письма домой (Writing Home, 1994) стал в Англии бестселлером, как и повесть Платья, в которых они встали (The Clothes They Stood Up), в 2000 изданная в Англии, в 2001 в США.
Последняя на сегодняшний день пьеса Беннета Леди в фургоне (The Lady in the Van, 2000) представляет собой переработку для сцены его рассказа о мисс Шеперд, реальной женщине, шумной и бестолковой, не имевшей крыши над головой и потому на пятнадцать лет обосновавшейся в фургоне в саду дома самого Беннета. В пьесе действуют два Беннета, «Алан Беннет 1», злой и сварливый, и «Алан Беннет 2» – спокойный, уравновешенный. По замыслу автора, «это придало пьесе фаустианское начало».
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»