Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО, открыт 30 апреля 1971.

Также по теме:
ЦИРК
ЦИРК

Цирковое искусство в России всегда пользовалось огромной популярностью. В конце 19 в. в Москве и Санкт-Петербурге было по несколько стационарных и временных цирков, не считая балаганов, возводимых в периоды народных гуляний. При этом цирки отнюдь не пустовали: их посещали все слои населения.

После революции 1917 количество цирков резко сократилось. С одной стороны, этому способствовала разруха; но с другой – идеологическая политика страны, пропагандирующая в первую очередь «серьезное» зрелищное искусство – театр и кинематограф.

К 1970-м в Москве было несколько десятков театров, множество кинотеатров, а цирк был лишь один – на Цветном бульваре. Его представления заслуживали всяческих похвал; но зрительный зал был способен вместить не более 2000 человек. Исправить эту несправедливость и несколько снизить диспропорцию зрелищных предприятий города было призвано решение о строительстве нового циркового здания на проспекте Вернадского.

Над проектом нового цирка работала группа архитекторов и инженеров под руководством Я.Белопольского. В проект были заложены новейшие технические достижения и самое современное оборудование. Так, в цирке на Вернадского используются целых шесть манежей – один репетиционный и пять сменных рабочих: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Сменные манежи располагаются в гигантском подземном машинном зале на глубине 18 м. При этом смена манежа совершается в течение нескольких минут, что дает возможность их использования в одном и том же представлении. Зрительный зал почти в два раза больше, чем зал в цирке на Цветном: он вмещает 3400 зрителей. Места, как и полагается в цирке, расположены амфитеатром высотой 36 м, насчитывающем 23 ряда; при этом манеж отлично виден с любого места.

Первым художественным руководителем нового цирка стал известный режиссер и сценарист цирковых представлений М.Местечкин. Пресса взахлеб писала о том, что подобного циркового здания нет нигде в мире. Однако истинная, массовая зрительская любовь и популярность пришла к цирку на Вернадского не сразу. Несомненно, сыграл свою роль социальный феномен, хорошо знакомый практикам зрелищных искусств и культурологам: непривычное месторасположение зрелищного предприятия («на отшибе») всегда отрицательно сказывается на посещаемости. И здесь дело даже не в удобстве транспортных коммуникаций – новое место лишено специфической энергетики, созданной годами активной зрительской реакции. Сказывался и привычный стереотип, привычка к зрительскому «выходу» в центр города. К тому же выяснилось, что достоинства здания в определенной степени оборачиваются недостатками. Зрительские ряды уходят круто вверх – значит, работу воздушных гимнастов публика последних мест наблюдает практически на уровне глаз; пропадает захватывающее ощущение высоты, придающее таким номерам особую остроту. Зрители сидят далеко от манежа – значит, затруднено общение артистов с публикой; клоунские репризы воспринимаются хуже. К тому же, при отличной видимости манежа с каждого места, акустика здания оставляет желать лучшего. Об этих сложностях говорили артисты, неоднократно выходившие на манеж нового здания, в частности – Ю.Никулин и М.Шуйдин, принимавшие участие в открытии Цирка на Вернадского, и впоследствии не раз гастролировавшие на его арене.

В цирке на Вернадского выступали лучшие советские и зарубежные цирковые артисты, его популярность постепенно росла, но постоянных аншлагов не было. Постепенно становилось ясно, что специфика гигантского здания требует и особой специфики цирковых представлений с главным акцентом на масштабность, зрелищность.

В 1985 Цирк на Вернадского возглавил народный артист РСФСР Леонид Костюк, перейдя сюда с должности директора Цирка на Цветном. В прошлом – блистательный эквилибрист, обладатель высшей награды самого престижного в мире Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло – «Золотой Клоун» (1979), Костюк к тому времени обладал серьезным опытом не только организационной, но и педагогической работы: он уже стал профессором ГИТИСа (ныне – РАТИ).

А в 1985 в цирковом мире Москвы произошло еще одно важнейшее событие: старое здание цирка на Цветном было снесено. На четыре года, до открытия в 1989 нового здания, Цирк на проспекте Вернадского остался единственным стационарным цирком города.

В настоящее время Цирк на Вернадского – огромное самостоятельное зрелищное предприятие, со своими режиссерами, балетмейстерами, музыкантами, художниками, и даже мастерскими, изготавливающими цирковые костюмы и реквизит. Здесь работают несколько сотен артистов, выступающих практически во всех известных цирковых жанрах. За время своего существования Цирк на Вернадского представил более ста дивертисментных и сюжетных программ; принимал цирковых гастролеров со всего мира; показывал свои представления более чем в 20 странах. Постоянно ездит и по России, показывая свои спектакли на самых разных площадках – как цирковых (стационарных и шапито), так и театральных, эстрадных и уличных.

Цирк на Вернадского широко осваивает новые формы работы – как чисто творческие, так и в области маркетинга. Так, в здании цирка проходят самые разные мероприятия: как вручение Национальной премии «Циркъ» и др. Одним из первых в России Цирк на Вернадского обратился к нестандартной форме кросс-промоушн, введя в сценарий новогоднего представления персонаж Рыжий Ап – «рекламное лицо» известной марки йогуртов.

В 2003 Цирк на Вернадского представил зрителям один из самых громких зрелищных проектов последних лет – синтетический спектакль Свадьба соек (постановка Е.Гинзбурга), в котором сплелись воедино самые разные жанры: мюзикл, драма, балет, пантомима и, конечно, собственно цирк. Этот спектакль позволил всем его участникам освоить новые творческие территории, попробовав себя в новом качестве. В нем вокально-драматические артисты исполняют роли воздушных гимнастов, летая на трапеции; а цирковые – помимо своих уникальных трюков – участвуют в вольных и танцевальных эпизодах, играют драматические роли. В Свадьбе соек использованы все манежи цирка – и иллюзионный, и ледовый, и водный бассейн с фонтанами.

В апреле 2001 Цирк на Вернадского отпраздновал свой 30-летний юбилей.

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Эстрада и Цирк

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»
Какая была первая песня, которую Элвис Пресли исполнил по телевидению?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет