Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БРЯНСКИЙ, ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ

БРЯНСКИЙ, ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1790–1853), настоящая фамилия – Григорьев, русский артист. Родился 6 (17) октября 1790 в Петербурге в семье чиновника, со временем сам занял определенное положение в чиновничьем мире. Увлекся театром. Поддавшись на горячие просьбы молодого человека, князь Шаховской принял его в число учеников («Молодая труппа»), игравших спектакли в Кушелевском театре. В 1811 перешел в Большой театр, выступал в трагической роли Иоадая (Гофолия), в которой успехом пользовался А.С.Яковлев (1773–1817). По смерти Яковлева все его роли перешли к Брянскому. Играл Отелло, Яго, Шейлока, Франца Моора, Танкреда, Филипа (Дон Карлос), Миллера (Коварство и любовь), Уголино, Квазимодо. Успешно выступал и в комедиях. О его игре писал В.Г.Белинский, отмечая «петербургскую» манеру актера. По свидетельству современников, Брянский обладал блестящими внешними данными, мощным голосом, всегда тщательно работал над ролью, но артисту недоставало темперамента, игра его отличалась рассудочностью. Известен отзыв А.С.Пушкина: «Яковлев умер; Брянский заступил его место, но не заменил его... Брянский в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил».

Также по теме:
МАЛЫЙ ТЕАТР (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР РОССИИ)
МАЛЫЙ ТЕАТР (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР РОССИИ)

В 1828–1837 преподавал в театральном училище (Санкт-Петербург). С появлением на сцене П.Каратыгина (1820) перешел на роли резонеров, в 1830-е годы главным образом играл в мелодрамах и романтических драмах. Высоко почитал Шекспира и в 1833 перевел Ричарда III (под назв. Жизнь и смерть Ричарда III). Охотнее всего играл пьесы Шескпира в бенефисы. Хлопотал о постановке Горя от ума А.С.Грибоедова, и в 1831 в день его бенефиса комедия впервые появилась на сцене полностью. В 1832 при участии Брянского впервые осуществлена постановка Моцарта и Сальери Пушкина (Брянский выступил в роли Сальери). Часто брал на себя обязанности режиссера, разъясняя артистам идею произведения, особености характеров персонажей. Незадолго до смерти вышел на пенсию, но позже вернулся на сцену. По отзывам современников, отличался сильным, независимым характером, заставляя партнеров и начальство относиться к себе с уважением.

Умер Брянский в Петербурге 20 февраля (4 марта) 1853.

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР
Также по теме:
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ БРЯНСКИЙ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Некрасова Е. Яков Григорьевич Брянский. – Артист, 1893, № 30

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет