ЧАСТНЫЙ ТЕАТР К.Н.НЕЗЛОБИНА
ЧАСТНЫЙ ТЕАТР К.Н.НЕЗЛОБИНА, основан в 1909 в Москве. Ядро труппы (В.И.Неронов, Н.П.Асланов, В.И.Лихачев, Д.Я.Грузинский, Ю.П.Васильев) сложилось в годы провинциальной антрепризы Незлобина.
К.Н.Незлобин создал прочное театральное дело, став одним из наиболее известных антрепренеров России. Если антреприза Ф.А.Корша была сильна яркими актерскими индивидуальностями, то театр Незлобина развивался как ярко выраженный режиссерский театр. Именно в его театре сделал свои первые работы К.А.Марджанов. Незлобин сотрудничал с Ф.Ф.Комиссаржевским, М.К.Стрельским, Г.М.Матковским, А.Л.Загаровым, В.К.Татищевым, Н.Н.Званцовым, сам пробовал себя в режиссуре.
Новый подход к антрепризе выражался и в том внимании, которое он уделял оформлению спектакля. У него в театре работали мирискусник Б.М.Кустодиев, символисты Н.Н.Сапунов и А.А.Арапов. Актерскую труппу формировал вокруг немногих сильных театральных актеров (в разное время у него работали В.Ф.Комиссаржевская, К.В.Бравич, П.В.Самойлов, М.Ф.Андреева, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, П.Л.Вульф).
Лучшие годы Рижского театра (в будущем Рижского театра русской драмы) в дореволюционное время связаны с деятельностью Незлобина. Он создал там постоянную труппу, пригласив актеров Московского Художественного театра М.Роксанову, А.Харламова, Н.Литовцеву, Н.Михайловского, А.Загарова. Лучшие спектакли антрепризы в Риге: Снегурочка А.Н.Островского, Три сестры и Дядя Ваня А.П.Чехова, Идиот Ф.М.Достоевского, Власть тьмы Л.Н.Толстого, Месяц в деревне И.С.Тургенева. В 1904 в рижской Русской Драме появился К.Марджанов. Марджановские спектакли Иванов А.П.Чехова, Тартюф Мольера, Катюша Маслова по Воскресению Л.Н.Толстого, Вильгельм Телль Ф.Шиллера, Дачники М.Горького, Авдотьина жизнь С.А.Найденова стали этапными в истории рижского театра и выдвинули его в число лучших периферийных театров России.
В 1909 Незлобин перенес антрепризу в Москву, арендовав Шелапутинский (Новый театр, сейчас здание РАМТ). Увлеченный искусством МХТ, задачами своего московского театра он считал приобщение зрителя к новинкам современной драматургии, а также свежесть трактовок классики. Эстетику театра на первом этапе определяли яркая театральность манеры его главного режиссера К.А.Марджанова (1909, постановки Колдунья Е.Н.Чирикова, Ню О.Дымова, Шлюк и Яу Г.Гауптмана, Черные маски Л.Н.Андреева), а также стилизаторский и традиционалистский почерк Ф.Ф.Комиссаржевского (1910–1913), осуществившего постановки классических пьес: Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского, Мещанин-дворянин Ж-Б.Мольера, первая часть Фауста Г.Гете, Принцесса Турандот К.Гоцци, Идиот по Ф.И.Достоевскому, Красный кабачок и Псиша Ю.Д.Беляева.
Одним из первых Незлобин обратился к драматургии М.Горького: в 1910 в его театре поставлены Варвары, в 1911 - Васса Железнова (первый вариант). Впервые в России у Незлобина был поставлен Фауст Гете. В 1909-1910, в годы всеобщего увлечения символизмом, значительное место в репертуаре его театра занимала символистская драматургия: пьесы Л.Н.Андреева (Анфиса, Черные маски), Мелкий бес Ф.Сологуба, Снег С.Пшибышевского. В 1913 основным режиссером театра стал Н.Н.Званцов (постановки Орлеанская дева Ф.Шиллера, Горячее сердце Островского). Вместе с тем обнаружилось, что постановки Горького, Гете, Сологуба, Андреева не собирают полного зала. В стране назревала война и революция, в обществе царил разброд. Как коммерсант, заботясь о кассе, Незлобин переключил внимание на мелодраму с пышными декорациями и костюмами, поставив Обнаженную А.Батая, Орленка Э. Ростана, Ревность М.П.Арцыбашева, Короля Дагобера А.Ривуара, Закон дикаря М.П.Арцыбашева.
В 1911-1917 Незлобин работал в Петербурге: в сезоны 1911-1913 он снимал театр на Офицерской, где повторял спектакли, показанные в Москве, в сезон 1913-1914 вместе с А.К.Рейнеке создал Русский драматический театр в Панаевском театре, в 1915 московская труппа Незлобина гастролировала на Офицерской со спектаклем Король Дагобер, в начале 1916 в Екатерининском театре - с Хищницей О.Миртова, в 1916-1917 в театре на Офицерской была его труппа во главе с известной актрисой В.Л.Юреневой. В результате эклектичной эстетической программы театр постепенно стал сдавать художественные позиции. Незлобин все больше ориентировался на вкусы обывателя, хотя мечтал когда-то сделать переворот в театре. В итоге, по мнению П.А.Маркова, театр Незлобина проделал ту же эволюцию, что и театр Ф.А.Корша, с той разницей, что Корш сознательно выстраивал комедийно-фарсовую линию репертуара, Незлобин - вынужденно. Он не был мастером компромисса, как Корш, и не смог удержать театр на плаву столь же долго. Несмотря на неудачу, антреприза Незлобина, в особенности его московский театр, являлась одной из наиболее интересных и незаурядных частных антреприз.
В сезон 1915-1916 передал руководство товариществу актеров, которое резко сократило постановочные расходы и уменьшило труппу, понизив общий уровень театра. С 1918 театр работал как кооперативное товарищество. В 1920 преобразован в Театр РСФСР 2-й, в 1921 здание передано в распоряжение академических театров. В настоящее время в нем находится Российский Академический Молодежный театр.
Елена Ярошевич
Вульф П. В старом и новом театре. М., 1962
Марков П.А. История моего театрального современника. – «Театр», 1968, № 4
Зрелищные искусства, кн. 3. Музыка. М., 1977
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»