Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДЕКОРАЦИЯ

ДЕКОРАЦИЯ (термин, образованный от латинского слова decorare – украшать, французский аналог дecor, испанский – decorado, немецкий – Buhnenbild, английский – set), один из способов оформления спектаклей в современном театре. Основная функция декорации в спектакле – создание образа места действия.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Исторически декорационное искусство сложилось в эпоху Ренессанса, в итальянском придворном театре (См. также СЦЕНОГРАФИЯ), но его элементы присутствовали еще в античных трагедиях Древней Греции. Ренессансным же предшествовали декорации площадных мистериальных представлений, которые воссоздавали канонические места действия главного сюжета христианской мифологии (рай, Назарет, храм, Иерусалим, дворец, темница, море, чистилище, ад), располагавшиеся по одной линии (по горизонтали или по кругу) и показывавшиеся зрителям одновременно все сразу. В итальянских дворцовых спектаклях 16 в. для изображения типовых мест действия трагедии, комедии и пасторали применялись «декорационные перспективы». Они располагались в глубине сценических подмостков и служили актерам живописным фоном. Эти декорации были статичны. Когда возникла необходимость показывать смены мест действия, то стали использовать сначала теларии (трехгранные, а иногда и пятигранные, призмы. Эти конструкции были известны еще в античном театре), которые, поворачиваясь, могли показать три, пять или более разных декорационных картин. Затем были изобретены кулисные механизмы (см. КУЛИСЫ), позволившие многократно увеличить количество сменявшихся мест действия. Следующим шагом было появление кулисно-арочной декорации. Она позволяла создавать в пространстве сцены-коробки впечатление глубины изображаемого художником природного ландшафта, архитектурного пейзажа или интерьера. С конца 18 в. для воссоздания интерьерной среды используется т.н. павильонная декорация (три нарисованные на холщевых рамах стены, прорезанные дверными и оконными проемами и дополненные потолком), а в романтическом театре 19 в. – живописно-объемная декорация, складывавшаяся из элементов оформления нарисованных и трехмерных и таким способом передававшая большее впечатление реальности создаваемой на сцене картины места действия. Наконец, в 20 в., благодаря новой технике, появилась возможность изображать декорации виртуально – с помощью проекции, а затем и лазера. С другой стороны, сценографы все более используют для создания ощущения максимальной реальности сценической среды подлинные вещи (предметы мебели, орудия труда, разные бытовые аксессуары и пр.) и натуральные фактуры (древесина, земля, песок, вода, железо, и т.д.).

Каким бы способом декорация не создавалась, она всегда остается образом иллюзорным. Всякие попытки преодолеть эту иллюзорность приводили к отказу от декорации вообще и к постановке спектаклей или в окружающей реальной среде, или в пространстве пустой сцены, дизайнерски приспособленной для театральной игры. И хотя такого рода места действия известны намного раньше, чем декорация, они вызывают повышенный интерес современных мастеров. Тем не менее декорация и в настоящий период продолжает оставаться необходимой театру, дает художнику возможность решать сложные творческие задачи и нравиться зрителям, потому что открывает перед ними образ реальной среды жизни героев пьесы или погружает в мир фантазии, воображения, красоты.

Виктор Березкин

Также по теме:
Театр и Кино

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет