ДЕПАРДЬЕ, ЖЕРАР
ДЕПАРДЬЕ, ЖЕРАР (Depardieu, Gerard) (р. 1948), французский актер театра и кино. Родился 27 декабря 1948 в г.Шатору (департамент Эндр), в многодетной семье кровельщика. Бросив школу, вращался в криминальной среде, перебивался случайными заработками. В 1965 приехал в Париж и поступил в театральную школу Ш.Дюлена при Национальном народном театре. Закончил Школу драматического искусства Ж.-Л.Коше. Как киноактер дебютировал в короткометражном фильме Р.Леенгардта Битник и пижон (Le beatnik et le minet, 1965).
Поначалу интерес к Депардье объяснялся типом его внешности: открытое, грубоватое лицо с крупным носом, жесткий, самоуверенный взгляд, высокий рост, массивное телосложение в полной мере соответствовали моде на нового «брутального» героя во французском и мировом кино. Именно благодаря своим внешним данным он попал в поле зрения режиссера М.Дюрас (Натали Гранжье – Nathalie Granger, 1972; Жена Ганжа – La femme du Gange, 1974; Бакстер, Вера Бакстер – Baxter – Vera Baxter, 1976, Грузовик – Le camion, 1977), играл на телевидении и в составе любительской труппы «Кафе де ла Гар» вместе с П.Деваэром и Миу-Миу, где познакомился с «богемным» кинорежиссером Б.Блие. Роль Жана-Клода, грубого и одновременно простодушного «секс-бунтаря» из фильма Блие Вальсирующие (Les Valseuses, 1974), становится для Депардье первым крупным успехом. Его приглашают сниматься такие признанные мастера режиссуры, как А.Рене (Ставиский – Stavisky, 1974), К.Сотэ (Венсан, Франсуа, Поль и другие – Vincent, Francois, Paul… et les autres, 1974), К.Горетта (Не такой уж злой – Pas si mechant que sa, 1974).
Еще большую славу Депардье приносят съемки в Италии. В реалистической эпопее Б.Бертолуччи 1900 – двадцатый век (1900, 1976) его герой, батрацкий сын Ольми, становится знаковой фигурой эпохи грандиозных социальных катаклизмов. В фильмах М.Феррери (Последняя женщина – L'ultima donna, 1976; Прощай самец! – Ciao, maschio!, 1977) его герои живут по правилам шокирующего гротеска, обрекая себя на самовольную кастрацию или усыновляя детеныша обезьяны. Продолжением линии «эпатирующего героя» становятся новые роли Депардье в фильмах Блие Приготовьте носовые платки (Preparez vos mouchoires, 1978) и Холодные закуски (Buffet froid, 1979).
Пора творческой зрелости Депардье связана с его работами в фильмах М.Пиала (Лулу – Loulou, 1980, Полиция – Police, 1985, Под солнцем сатаны – Sous le soleil de satan, 1986) и Ф.Трюффо (Последнее метро – Le dernier metro, 1980, Соседка – La femme d'a cote, 1981). Во всех этих картинах импульсивный темперамент Депардье подкрепляется мастерством психологической проработки роли, будь то участник Сопротивления актер Бернар Гранже в Последнем метро (в главной женской роли К.Денев) или попавший под власть дьявола аббат Дониссан в фильме Под солнцем сатаны.
С начала 1980-х годов Депардье становится одной из главных «икон» французского кино, его все чаще можно видеть в облике великих персонажей французской истории (Дантон в Дантоне – Danton А.Вайды, 1983; Роден в Камилле Клодель – Camille Clodel, 1988; Сирано де Бержерак, 1990, и Бальзак, 1999, в одноименных фильмах) или в экранизациях литературной классики (Тартюф – Tartuffe, 1984; Жерминаль – Germinal, 1993; Полковник Шабер – Colonnel Chabert, 1994; телесериалы Граф Монте-Кристо – Le compte Monte-Christo, 1998, и Отверженные – Les miserables, 2000). Любопытным выражением национально-патриотической идеи, рассчитанным прежде всего на юного зрителя, стал древний галльский богатырь Астерикс, комически представленный Депардье в пародийном историко-приключенческом фильме Астерикс и Обеликс против Цезаря (Asterix et Obelix contre Cesar, 1999).
В начале 1990-х годов, впервые снявшись в Голливуде (комедия Зеленая карта – Green Card, 1991, режиссер П.Уэйр), Депардье был удостоен почетной премии «Золотой глобус». Крупнейшие достижения актера за океаном – роль Христофора Колумба в исторической хронике Р.Скотта 1492 (1992) и комедийный образ доброго духа Богуса в одноименном фильме Н.Джуисона (Bogus, 1996).
В 1991 Депардье получил почетную премию «Сезар» как лучший французский актер десятилетия. Он еще дважды был удостоен этой награды – за фильмы Последнее метро и Сирано де Бержерак.
Брагинский А. Жерар Депардье. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»