Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДОБЕРВАЛЬ, ЖАН

ДОБЕРВАЛЬ, ЖАН (Dauberval, Jean) (настоящая фамилия Берше – Bercher) (1742–1806), французский артист, педагог. Родился в Монпелье 19 августа 1742. Обучался танцу в Париже в школе при Королевской Академии музыки (Опере), служил в этом театре в 1761–1783 на амплуа демихарактерного танцовщика, постепенно поднимаясь по иерархической лестнице и достигнув положения первого танцовщика и балетмейстера. Одновременно много работал в других театрах, в частности в Турине, где в 1759 поставил первые спектакли на мифологические сюжеты (в том числе Триумф Вакха во Фракии), в Лионе, где впервые встретился с Ж.Ж.Новерром и ознакомился с его идеями, в Штутгарте в 1762–1764, где выступал в том числе и в спектаклях Новерра (Креон в балете Медея и Язон, музыка Ж.-Ж.Родольфа), а также в Лондоне и др.

Также по теме:
ТАНЕЦ
ТАНЕЦ

Доберваль – наследник идеалов Новерра, но его достижением стала реформа комедийного жанра в балете. Комедиям Доберваля свойственны демократичность, иногда злободневность сюжетов, во многом близких столь типичным для предреволюционной эпохи во Франции комедиям Бомарше. В них новаторски использовался танец, который теперь сливался с пантомимой, ранее служившей главным средством выражения. Наиболее значительные спектакли были созданы Добервалем после в 1783. Это Дезертир (на музыку одноименной комической оперы П.-А.Монсиньи), поставленный в Лондоне в 1784, и осуществленные в Бордо, где Доберваль работал с 1785 до 1792, Ветреный паж (по комедии Бомарше Женитьба Фигаро, на сборную музыку, 1786) и Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг (впоследствии получивший широкую известность под названием Тщетная предосторожность, на сборную музыку, 1789). В 1790 Доберваль покинул Францию, работал в Лондоне и вернулся на родину лишь в 1796, но значительных произведений уже не создал, а в 1799 окончательно прекратил творческую деятельность. Ученики и последователи Доберваля, среди которых был и работавший в России Ш.-Л.Дидло, ставили его комедии во многих странах мира.

Умер Доберваль в Туре 14 февраля 1806.

См. также БАЛЕТ.

ЖАН ДОБЕРВАЛЬ. Художник Пьер Леру. 1779

Также по теме:
Балет

Литература:

Слонимский Ю.И. «Тщетная предосторожность». Л., 1961
Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет