Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДЮР, НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ

ДЮР, НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ (1807–1839), русский актер. Родился в Петербурге 5 (17) декабря 1807. В 1816–1829 учился в Петербургском театральном училище. Искусством классического танца овладевал в классе у К.Дидло, драматическим искусством – в классе А.А.Шаховского. Некоторое время выступал на сцене балетного театра, пел в опере (Бартоло – Севильский цирюльник, Папагено – Волшебная флейта, Лепорелло – Дон Жуан), затем в 1828 перешел на сцену Александринского драматического театра.

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР

Дюр исполнил свыше 250 ролей в водевильном репертуаре. Разносторонняя актерская подготовка, музыкальность, прекрасный голос, комедийный талант сделали его одним из основных исполнителей водевильных ролей. Дюр переиграл все водевильные амплуа – от повес, ветреников и молодых волокит до комических стариков. Игра Дюра всегда отличалась специфической водевильной легкостью, грациозностью и тщательной отделкой всех деталей роли, причем главное внимание Дюр обращал именно на внешний рисунок роли. Следуя законам водевильного жанра, Дюр прибегал к портретным гримам и костюмировке. Установка на успех у зрителя заставляла Дюра внимательно прислушиваться к зрительному залу: он допускал непосредственное общение актера со зрителем, отпускал реплики в зал, нарушая условность спектакля.

К лучшим водевильным ролям Дюра относятся: Жовиаль (Стряпчий под столом Д.Т.Ленского), Альнаскаров (Воздушные замки Д.Т.Ленского), Фрейтаг (Девушка-гусар Ф.Кони), Макар Губкин (Студент, артист, хорист и аферист Ф.Кони) и др.

Также по теме:
ВОДЕВИЛЬ
ВОДЕВИЛЬ

Помимо водевильного репертуара Дюр выступал в серьезных драмах и в высокой сатирической комедии. Он был первым исполнителем роли Молчалина в первой постановке Горе от ума Грибоедова на Александринской сцене (1830), а также первым исполнителем роли Хлестакова в Ревизоре Гоголя (1836). По отзывам современников, Дюр не имел успеха в этих ролях. Водевильная легкость и развлекательность помешали Дюру создать верные психологические образы. По словам Гоголя, Дюр «ни на волос» не понял, что такое Хлестаков, и превратил его в обычного водевильного шалуна.

Умер Дюр в Петербурге 16 (28) мая 1839.

Также по теме:
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ ДЮР

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Каратыгин П.А. Записки. Л., 1970

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет