ФИЛАТОВ, ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ
ФИЛАТОВ, ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ (1946–2003), русский актер театра и кино, поэт, драматург, сценарист, режиссер. Народный артист Российской Федерации (1996). Родился 24 декабря 1946 в Казани, детство и юность прошли в Ашхабаде. В школе играл в драматическом кружке, писал стихи. Первая публикация – басня в газете «Комсомолец Туркменистана».
После неудачной попытки поступить во ВГИК на режиссерское отделение сдал экзамены на актерское отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина, с 1965 по 1969 учился в мастерской В.К.Львовой. После окончания училища с 1969 по 1985 работал в Театре драмы и комедии на Таганке; когда в отсутствие Ю.Любимова главным режиссером театра был назначен А.Эфрос, ушел в театр «Современник». В 1987 вернулся в Театр на Таганке, а когда труппа театра разделилась, вступил в Содружество актеров Таганки.
Среди театральных ролей – Автор в спектакле Что делать? по роману Н.Г.Чернышевского, Пушкин в поэтической композиции Товарищ, верь!, Дмитриев в спектакле Обмен по прозе Ю.Трифонова, Мастер в спектакле Мастер и Маргарита по роману М.Булгакова, Барон и Дон Карлос в спектакле Пир во время чумы по мотивам Маленьких трагедий А.С.Пушкина. Участвовал в спектаклях Владимир Высоцкий и Борис Годунов. Много и успешно играл на телевидении, в т.ч. в спектаклях Эдгар женится (1969), Воспитание чувств (1974), Мартин Иден (1976), Любовь Яровая (1976), Кошка на радиаторе (1979), Часы с кукушкой (1979), Осторожно, ремонт! (1979) – три последних по сценариям Филатова. Из других его пьес, написанных в разные годы, – Время благих намерений, вариация на темы Лисистраты Аристофана, авантюрная комедия Возмутитель спокойствия по роману Л.Соловьева о Ходже Насреддине, трагический фарс Опасный, опасный, очень опасный по мотивам романа Ш. де Лакло.
Успехом у публики пользовались стихотворные пародии Филатова из цикла «Таганка-75», сказка в стихах Про Федота-стрельца удалого молодца. Его пародии остроумны, смешны, точно передают особенности стиля пародируемых авторов. Впрочем, стихотворца в первую очередь занимает не стилистика литературных первоисточников: объект его сатиры – личность высмеиваемого литератора, его общественное поведение. Читая пародии перед публикой, Филатов изображал манеру речи пародируемого автора, манеру держаться перед аудиторией. Содержавшиеся в этом «капустнике» намеки или прямые отсылки к событиям, которые на тот момент были у всех на устах, в сказке про Федота-стрельца сменились прозрачными аллюзиями. Талантливый дилетантизм, вообще характерный для актеров Таганки – пишущих, режиссирующих, поющих, – заметен и в режиссерской работе Филатова. За событиями, разворачивающимися в его фильме Сукины дети (1990; премия «Кинотавр–91», Сочи, 1991), легко угадывается конфликт, в конце концов разделивший Театр на Таганке.
Ощущение неокончательности, неполноты, а потому озлобленности либо резкости оставляют персонажи, сыгранные Филатовым в кино. Это завистники, подобно Швабрину из Капитанской дочки, либо удачливые несчастливцы, без дома и семьи, как летчик Скворцов в Экипаже (1980, реж. А Митта), либо люди больших амбиций и малых свершений, как бывший спортсмен Ким в картине С вечера до полудня (1981), либо провинциальные сверхчеловеки, как Виктор Грач в фильме Грачи (1982, реж. К.Ершов). Они или самовлюбленные эгоисты, рушащие все ради собственных целей, вроде залетевшего на время в далекий театр столичного режиссера Фетисова в ленте Успех (1984, реж. К.Худяков), или скручены слабостью и бездействием, смертельными в прямом смысле слова и для них, и для их близких, как барон Б.К. в картине Избранные (1982, реж. С.Соловьев). Резкость и нерешительность – два полюса, между ними и существуют все киногерои Филатова, будь это лента Э.Рязанова Забытая мелодия для флейты (1987) или К.Шахназарова Город Зеро (1988). Однако актер был награжден не за серьезные работы, а за роль в среднем фильме Чичерин (1986; приз на XXV МКФ в Карловых Варах, 1986), посвященном деятельности первого наркома иностранных дел.
Творческая деятельность Филатова прервалась рано – в октябре 1993 он перенес инсульт и больше не мог играть. Остался незавершенным и фильм Свобода или смерть, над которым он работал как режиссер, одновременно исполняя главную роль. Преодолевая недуг, Филатов продолжал вести начатую в 1993 телевизионную программу «Чтобы помнили», каждый выпуск которой посвящен какому-либо ушедшему из жизни актеру. За эту передачу ее автор и ведущий получил Государственную премию Российской Федерации за 1995, а также стал лауреатом премии «Триумф» и был награжден призом ТЭФИ 1996.
Филатов являлся ректором гуманитарного лицея в Марьино.
Умер 26 октября 2003 в Москве.
Евгений Перемышлев
Резникова Т. И интеллект, и эмоции. – Советский фильм, 1981, № 5
Филатов Л. Сукины дети. Стихи, переводы, пародии, пьесы, киносценарии. М., 1992
Воронецкая Т.В. Леонид Филатов. М., 1992
Филатов Л. Нет худа без добра. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»