Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЕЛЬЦЕР, ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ГЕЛЬЦЕР, ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА (1876–1962), русская артистка балета. Родилась в Москве 2 ноября 1876 в артистической семье (отец Василий Федорович Гельцер – артист балета Большого театра, дядя Анатолий Федорович Гельцер – театральный художник).

Также по теме:
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
БОЛЬШОЙ ТЕАТР

В 1894 окончила Московское театральное училище и поступила в труппу Большого театра, в 1896–1898 работала в Мариинском театре, затем в 1898–1935 снова в Большом театре. Таким образом, Гельцер, воспитанная первоначально в традициях московской школы (в числе ее педагогов были И.Д.Никитин и Х.Мендес), освоила также петербургскую манеру танца, была знакома с репертуаром Петипа. Виртуозная техника и незаурядное актерское дарование позволили ей по возвращении в Москву быстро занять ведущее положение в труппе. Она с блеском исполняла главные роли во всех традиционных спектаклях и в большинстве новых, которых стало особенно много после того, как на рубеже столетий в Москву был командирован А.А.Горский, вскоре (в 1902) возглавивший труппу. Взаимоотношения главного балетмейстера и ведущей танцовщицы складывались непросто. С одной стороны, Гельцер охотно выступала в драматических или открывающих богатые возможности для актерской игры спектаклях Горского, таких, как Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1910), Корсар (музыка А.Адана и др., 1912). Любовь быстра! (на музыку Э.Грига, 1913). С другой стороны, была сторонницей сохранения в неприкосновенности балетов наследия, «чистых» танцев классического балета, что противоречило идеям Горского. Гельцер, любимица московского зрителя, обычно добивалась своего, и Горский вынужден был идти на компромиссы. Балерина осталась в Большом театре и после Октябрьской революции, когда многие артисты покинули Россию. В 1920-х годах в ее репертуаре появились новые балеты, поставленные для нее мужем, В.Д.Тихомировым: Эсмеральда (музыка Ц.Пуни и Р.М.Глиэра, 1926) и Красный мак (музыка Глиэра, 1927) – первый многоактный спектакль, где традиционная форма «большого балета» с присущей этому жанру дивертисментами и фантастическими сценами была использована для показа современных событий.

Умерла Гельцер в Москве 12 декабря 1962.

См. также БАЛЕТ.

Также по теме:
Балет

Литература:

Мартынова О.М. Екатерина Гельцер. М., 1965

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Страны мира

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет