Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АППОЛИНАРИЕВИЧ

ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АППОЛИНАРИЕВИЧ (1906–1985), русский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист СССР (1948). Родился 8 (21) мая 1906 в с. Кундравы (ныне Челябинская обл.). В 1923–1925 учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств.

Также по теме:
КИНО ИСТОРИЯ
КИНО ИСТОРИЯ

С 1924 начал работать в кино, сначала как актер (Чертово колесо, Шинель, Новый Вавилон), а затем как ассистент режиссера «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС), созданной Г.Козинцевым и Л.Траубергом. В начале 1930-х годов снимался в фильмах Ф.Эрмлера (Обломок империи) и В.Пудовкина (Дезертир). С 1930 – режиссер ленинградской киностудии «Совкино» (впоследствии – «Ленфильм»). Первым крупным успехом в режиссерской карьере Герасимова стал фильм о молодых покорителях Крайнего Севера – Семеро смелых. Принцип сочетания приключенческой интриги и патриотического пафоса был столь же успешно реализован в картине Комсомольск. Незаурядный талант и высокая режиссерская культура были подтверждены экранизацией драмы Лермонтова Маскарад (1941).

Во время войны Герасимов снимал сюжеты для военно-патриотических киносборников, хроникальные фильмы, в 1944–1946 руководил ЦСДФ. После войны стал активно заниматься педагогической деятельностью, на базе своей мастерской во ВГИКе создал блестящий ансамбль молодых актеров, разделивших с ним успех фильма Молодая гвардия по книге А.Фадеева. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьезной критике высшего партийного руководства (за якобы недооцененную роль партии в организации антифашистского подполья), фильм в конечном итоге был удостоен Государственной премии СССР.

В 1957–1958 Герасимов вновь выступил в жанре драматической киноэпопеи, экранизировав роман М.Шолохова Тихий Дон (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1958). Благодаря точному выбору исполнителей на главные роли (П.Глебов, Э.Быстрицкая, Л.Хитяева и др.) и скрупулезному изучению особенностей казачьего быта картина, при всех ее идеологических упрощениях и сглаживаниях «острых углов», производила впечатление масштабной реалистической кинофрески. Особо было отмечено ее цветовое решение (премия МКФ в Брюсселе, 1958).

В 1960-х годах Герасимов перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин (Журналист, У озера, Любить человека) социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссер, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений). Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 им был поставлен телефильм Красное и черное по одноименному роману Стендаля.

В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию о молодых годах Петра I (по мотивам романа А.Толстого). Итогом творческой биографии Герасимова стал фильм о Л.Толстом, где режиссер сыграл и главную роль (Главный приз МКФ в Карловых Варах, 1984). Был женат на актрисе Т.Макаровой, постоянно снимавшейся в его фильмах.

Умер Герасимов в Москве 28 ноября 1985.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА Сергея Герасимова СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Волянская Н. На уроках режиссуры С.А.Герасимова. М., 1965
Парфенов Л. Сергей Герасимов. М., 1975
Герасимов С. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1984

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет