Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЕРОЙ

ГЕРОЙ (от греч. полубог и обожествленный человек) –
1) центральный мужской персонаж пьесы; в 19–20 вв. синоним слова «персонаж», «действующее лицо»;
2) сценическое мужское амплуа (парное женское – героиня).

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР

В 17 – начале 19в. «героем» называли лишь главного персонажа трагедии (а также театрального исполнителя его роли). «Трагический герой» был носителем таких качеств как отвага, решительность, доблесть, способность к самоотверженности, следование гражданскому долгу и т.д., что соответствовало представлению о героическом поведении.

Позже слово стало применяться и к главным персонажам в других жанрах: драматический герой, комический герой и т.д. Использование термина «герой» в других жанрах привело к появлению иного значения слова, синонимичного любому мужскому «драматическому персонажу» или «действующему лицу». Отсюда возникновение дифференциации сценических героев в 19–20 вв. по их иерархии в структуре пьесы (герой-премьер, или главный герой; второстепенный герой); по возрасту (молодой герой, пожилой герой); по драматургической функции (герой-любовник; герой-резонер; герой-идеолог; герой-неврастеник; характерный герой; бытовой, или «рубашечный» герой; социальный герой) и пр.

В таблице амплуа В.Э.Мейерхольда термин герой применен для обозначения группы мужских драматургических персонажей, преодолевающих трагические препятствия в алогичном плане патетики (первый герой) или логическом плане самоотвержения (второй герой). Физические требования к первому герою по Мейерхольду жесткие и определенные: «Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу». Для второго героя допускался малый рост, более высокий голос, предполагалась меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.

Ольга Купцова

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
Пави Патрис. Словарь театра. М., 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет