Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ГЕРОЙ

    ГЕРОЙ (от греч. полубог и обожествленный человек) –
    1) центральный мужской персонаж пьесы; в 19–20 вв. синоним слова «персонаж», «действующее лицо»;
    2) сценическое мужское амплуа (парное женское – героиня).

    Также по теме:
    АКТЕР
    АКТЕР

    В 17 – начале 19в. «героем» называли лишь главного персонажа трагедии (а также театрального исполнителя его роли). «Трагический герой» был носителем таких качеств как отвага, решительность, доблесть, способность к самоотверженности, следование гражданскому долгу и т.д., что соответствовало представлению о героическом поведении.

    Позже слово стало применяться и к главным персонажам в других жанрах: драматический герой, комический герой и т.д. Использование термина «герой» в других жанрах привело к появлению иного значения слова, синонимичного любому мужскому «драматическому персонажу» или «действующему лицу». Отсюда возникновение дифференциации сценических героев в 19–20 вв. по их иерархии в структуре пьесы (герой-премьер, или главный герой; второстепенный герой); по возрасту (молодой герой, пожилой герой); по драматургической функции (герой-любовник; герой-резонер; герой-идеолог; герой-неврастеник; характерный герой; бытовой, или «рубашечный» герой; социальный герой) и пр.

    В таблице амплуа В.Э.Мейерхольда термин герой применен для обозначения группы мужских драматургических персонажей, преодолевающих трагические препятствия в алогичном плане патетики (первый герой) или логическом плане самоотвержения (второй герой). Физические требования к первому герою по Мейерхольду жесткие и определенные: «Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу». Для второго героя допускался малый рост, более высокий голос, предполагалась меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.

    Ольга Купцова

    Также по теме:
    Театр и Кино
    
    Литература:

    Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
    Пави Патрис. Словарь театра. М., 1991

     

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
    В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Литературная викторина

    Пройти тест

    Страны мира

    Пройти тест

    История в фактах

    Пройти тест

    Древний мир

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет