Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГОЛЕЙЗОВСКИЙ, КАСЬЯН ЯРОСЛАВИЧ

ГОЛЕЙЗОВСКИЙ, КАСЬЯН ЯРОСЛАВИЧ (1892–1970), русский артист балета и балетмейстер. Обучался танцу в Московском, а с 1906 по 1909 в Петербургском театральном училище. В 1909–1918 – артист московского Большого театра. Первые опыты постановки танцев осуществил в 1916 на сценах московских театров. Тогда же основал студию, которая в 1922–1925 носила название Московского камерного балета.

Также по теме:
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Создал миниатюры Фавн на музыку К. Дебюсси и Саломея на музыку Р.Штрауса (обе в 1922), поставил многочисленные номера на музыку Ф.Шопена, С.С.Прокофьева, А.Н.Скрябина, танцы – испанские, эксцентрические и др. Эксперименты Голейзовского, его поиски соответствия балетного движения эмоциональной выразительности музыки, а также обращение к конструктивизму как в сценическом оформлении танцев, так и в хореографии привлекли к нему внимание. В Голейзовском видели лидера авангарда 1920-х годов. В 1925 он поставил в Большом театре балет Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко); бурные дискуссии вызвали новизна пластики, оформление спектакля Б.Р.Эрдманом, а отчасти и тема: конфликт между личностью и властью.

Начиная с середины 1930-х годов, когда официальная идеология провозгласила формальные искания «формализмом», Голейзовскому редко удавалось работать в Москве, хотя он продолжал ставить физкультурные парады на Красной площади. Интерес к фольклору привел его в Белоруссию, Украину, Узбекистан, Таджикистан, где он поставил ряд спектаклей и участвовал в подготовке декад национального искусства: лучшая его работа – таджикский балет Ду гуль (музыка А.С.Ленского, 1941). Вернулся в Большой театр в 1960-х годах. Голейзовский поставил здесь балеты Скрябиниана (1962) и Лейли и Меджнун (музыка С.А.Баласаняна, 1964).

Умер Голейзовский в Москве 4 мая 1970.

См. также БАЛЕТ.

Также по теме:
Балет

Литература:

Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М., 1964
Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Статьи, документы, воспоминания. М., 1984

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет