Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГРИГОРОВИЧ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРИГОРОВИЧ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1927), русский артист балета и балетмейстер.

Также по теме:
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Родился в Ленинграде 2 января 1927. По окончании Ленинградского хореографического училища в 1946–1961 – артист балета Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (преимущественно гротесковые роли), в 1961–1964 – балетмейстер; в 1964–1995 – главный балетмейстер Большого театра. В двух первых значительных работах Григоровича, осуществленных им в Ленинграде – Каменном цветке (музыка С.С.Прокофьева, 1957) и Легенде о любви (музыка А.Д.Меликова, 1961), – заявил о себе как о реформаторе, восставшем против догм советского балета 1930–1950-х годов (нередко называемому направлением «драмбалета»). Сохраняя свойственную «драмбалету» повествовательность, Григорович излагал события средствами танца (не прибегая к чистой пантомиме) и добивался более тесной связи с музыкой, стремясь воплотить ее в танце. В его спектаклях впервые за многие годы появились танцевальные ансамбли, призванные раскрывать внутреннее содержание действия, состояние души героев, не проявляющееся в прямых поступках (например, «мысли» одной из героинь Легенды о любви Мехмене-бану).

Юрий Григорович (слева) и Симон Вирсаладзе, 1957 г.ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГРИГОРОВИЧ. russianculture.ru

В Большом театре Григорович поставил новую редакцию балета П.И.Чайковского Щелкунчик (1966), где сказочный сюжет стал основой для серьезных размышлений, раскрывающих душевный мир девочки-подростка. Балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1968), принесший Григоровичу мировую славу, – героическая трагедия о борьбе и любви. Все последующие постановки Григоровича всегда имели в основе предельный накал страстей, иногда мрачных (Иван Грозный, на музыку Прокофьева, 1975), иногда возвышенных (Ромео и Джульетта, музыка Прокофьева, 1979). Другие его спектакли в Большом театре (помимо переделок балетов классического наследия) – Ангара (музыка А.Я.Эшпая, 1976), Золотой век (музыка Д.Д.Шостаковича, 1982). Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов малая активность Григоровича в Большом театре, отсутствие новых оригинальных постановок стали вызвать нарекания. В 1995 он был вынужден уйти из Большого театра.

Значение творчества Григоровича для русского балета второй половины 20 в. очень велико. На рубеже 1950–1960-х годов он первым заявил о возможностях новых форм балетного спектакля, о возврате к танцевальности, стал ключевой фигурой реформ последующих десятилетий. С Григоровичем работали и на определенном этапе были его единомышленниками все ведущие танцовщики Большого театра 1960–1970-х годов: его жена Н.И.Бессмертнова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Э.Лиепа, М.Л.Лавровский и др.

См. также БАЛЕТ.

Также по теме:
Балет

Литература:

Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет