ХЭКМАН, ДЖИН
ХЭКМАН, ДЖИН (Hackman, Gene) (р. 1930), североамериканский актер.
Родился 30 января 1930 в Сан Бернардино, Калифорния, США. Служил в морской пехоте. После увольнения учился на факультете журналистики и телевидения в Иллинойском университете. Затем обучался в театральном училище Пасадены, Калифорния. Чтобы оплачивать обучение, вместе с сокурсником Дастином Хоффманом мыл посуду в ресторане. Переехал в Нью-Йорк, где снимался в эпизодах в кино, а в 1964 получил роль в бродвейской пьесе Каждую среду. В том же году был взят на маленькую роль в фильме с участием популярного Уоррена Битти Лилит. Благодаря Битти получил роль в Бонни и Клайде, с которой, собственно, и начинается слава одного из величайших характерных актеров мирового кино.
В этапном для Голливуда Бонни и Клайде сыграл старшего брата Клайда Барроу, знаменитого гангстера 1930-х, вместе со своей подружкой Бонни Паркер колесившего по Америке и грабившего банки. Хэкман создал образ простого, обаятельного человека, слишком поздно понявшего, в какую страшную игру он оказался втянут. За эту роль его выдвигают на «Оскар». Он становится популярным исполнителем второго плана (вторая номинация на «Оскар» – за фильм Я никогда не пел для своего отца), однако, как заметила легендарный американский кинокритик Паулин Коул, с такой неприметной, неброской внешностью стать настоящей звездой в Голливуде очень сложно. А Хэкману удалось. В 1971 сенсацией становится Французский связной – детальная, основанная на фактах история захвата полицией крупной партии наркотиков. Молодой режиссер Уильям Фридкин ставит кинокартину в непривычно жесткой манере, максимально приближенной к реальности. И некрасивый, внешне ординарный Хэкман подходит для этой манеры идеально. Его герой, полицейский Дойл по кличке Попай – довольно неприглядный мрачноватый тип с расистскими замашками и жестокими методами борьбы с преступностью. Однако актеру удается показать такого персонажа человеком честным, бесстрашным и наделенным впечатляющей профессиональной хваткой. Фильм получил пять премий «Оскар» (в том числе – за лучший фильм года), одна статуэтка справедливо уходит к Хэкману. Следующая его работа, фильм-катастрофа Крушение Посейдона, о гибели огромного океанского лайнера, пользуется огромным успехом у зрителя. Даже в условиях такого большого постановочного проекта и условности сценария актер создал достоверный, убедительный характер ничем не примечательного человека, становящегося героем. В 1973 Хэкман составляет замечательный актерский дуэт с Аль Пачино в трогательной драме о бродягах Пугало. Фильм получил Гран-При на кинофестивале в Канне. Любопытно, что этой же чести в следующем году удостаивается его следующая работа, кинокартина Френсиса Форда Копполы Разговор, основанная на фильме Микеланджело Антониони Фотоувеличение. Речь в Разговоре идет о сотруднике ЦРУ, прослушивающем чужие разговоры. В один из таких рабочих моментов он узнает о готовящемся убийстве. Реальность, однако, оказывается несколько другой, чем та, которая представляется герою. В персонаже Хэкмана нет ничего от жесткости и силы Попая Дойла из Французского связного, он тих, робок и неотличим от толпы, мучим комплексами и чувством вины. Это настоящий актерский шедевр. В 1970-е снимается у ведущих американских режиссеров – таких, как Артур Пенн (Ночные ходы), Джон Франкенхаймер (Французский связной 2), Ричард Брукс (Поймай пулю), Стенли Крамер (Принцип Домино). И если некоторые из них (особенно продолжение Французского связного и Принцип Домино) были неудачными, вины актера в этом не было никакой. В 1978 блистательно справляется с ролью лысого злодея Лютера в блокбастере Супермен Ричарда Доннера, продемонстрировав (как и в эпизоде пародии Мела Брукса Молодой Франкенштейн) яркий комедийный дар.
В 1980-е, благодаря небольшому количеству настоящих драматических проектов и, как следствие, настоящих драматических, сложных, конфликтных ролей, временно отступает в тень, снимаясь в развлекательных кинолентах. Из них можно выделить пользовавшийся относительным успехом боевик Необычайная отвага, в котором он играет отца, отправившегося в джунгли Вьетнама за своим находящимся в плену сыном-солдатом, и политический детектив Под огнем. Лишь к концу десятилетия получает роль, достойную его масштаба – в детективе Алана Паркера Миссисипи в огне. Актер играет агента ФБР, расследующего убийство борцов за права афро-американцев в штате Миссисипи в 1964 – усталого, циничного, видавшего виды, старающегося обходить неприятности стороной. Который, тем не менее, по ходу расследования оказывается умным, честным и решительным – тем, кто может положить конец творящемуся злу. За Миссисипи в огне он выдвигается на «Оскар», но уступает статуэтку Дастину Хоффману (Человек дождя). «Оскара» он все же получает – через четыре года.
В 1992 Клинт Иствуд реализовал наконец проект всей свой жизни – Непрощенный, обобщение американской мифологии насилия. Главную роль Иствуд сыграл сам. Хэкману досталась роль второго плана, но, безусловно, самая яркая – шерифа городка Биг Виски, комбинации так любимого американской культурой образа сильного человека. Шериф своего рода философ-садист, насаждающий порядок в городке единственным методом, в который верит – кулаком. Он – порождение мира жестокости и насилия, в котором правит сильный, мира Дикого Запада, который на протяжении десятилетий романтизировал Голливуд (и не только Голливуд). Благодаря Хэкману этот образ обретает плоть, становится полнокровным и чрезвычайно убедительным. Хэкман получил «Оскар» за роль второго плана, а кинокартина получила также награду как за лучший фильм года.
После Непрощенного актер, при жизни ставший легендой, снимается в характерных ролях в основном в развлекательных кинолентах, многие из которых пользуются успехом у публики: Фирма, Птичья клетка, Враг государства. Особо выделяется Багровый прилив Тони Скотта, где Хэкман сыграл капитана подводной лодки, чей упертый консерватизм едва не приводит к началу ядерной войны. И делает своего героя (который мог бы стать рядовым голливудским злодеем) сложной личностью, в которой милитаристские убеждения борются с чувством долга, порядочностью и мужеством.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (АКТЕРСКАЯ)
Бешеный пес Колл (Mad Dog Coll, 1961, не заявлен в титрах); Гонки с ужасом (Ride with Terror, 1963, ТВ), Лилит (Lilith, 1964); Гавайи (Hawaii, 1966); Задира (First to Fight, 1967); Договор со смертью (A Covenant with Death, 1967); Бонни и Клайд (Bonnie and Clyde, 1967); Отстранение (Banning, 1967); Расставание (The Split, 1968); Тень на земле (Shadow on the Land, 1968, ТВ); Бунт (Riot, 1969); Цыганские мотыльки (The Gypsy Moths, 1969); Крутой спуск (Downhill Racer, 1969); Заброшенные (Marooned, 1969); Я никогда не пел для своего отца (I Never Sang For My Father, 1970); Докторские жены (Doctor's Wives, 1971); Охотничья вечеринка (The Hunting Party, 1971); Французский связной (The French Connection, 1971); Циско Пайк (Cisco Pike, 1972); Основной надрез (Prime Cut, 1972); Приключение Посейдона (The Poceidon Adventure, 1972); Пугало (Scarecrow, 1973); Разговор (The Conversation, 1974); Невеста Зэнди (Zandy's Bride, 1974); Молодой Франкенштейн (Young Frankenstein, 1974); Французский связной 2 (French Connection 2, 1975); Ночные ходы (Night Moves, 1975); Поймай пулю (Bite the Bullet, 1975); Счастливая леди (Lucky Lady, 1975); На один мост дальше (A Bridge Too Far, 1977); Принцип Домино (The Domino Principle, 1977); Шагай или умри (March or Die, 1977); Супермен (Superman, 1978); Супермен 2 (Superman 2, 1980); Ночь напролет (All Night Long, 1981); Красные (Reds, 1981); Под огнем (Under Fire, 1983); Необычайная отвага (Uncommon Valor, 1983); Один в один (Two of a Kind, 1983, не заявлен в титрах); Недопонимание (Misunderstood, 1984); Эврика (Eurika, 1986); Дважды в жизни (Twice in a Lifetime, 1985); Мишень (Target, 1985); Власть (Power, 1986); Провинциалы (Hoosiers, 1986); Супермен 4: В поисках мира (Superman IV: The Quest for Peace, 1987); Нет выхода (No Way Out, 1987); Летучая мышь 21 (Bat*21, 1988); Разные мнения (Split Decisions, 1988); Другая женщина (Another Woman, 1988); Полная луна в голубой воде (Full Moon in Blue Water, 1988); Миcсиссипи в огне (Mississippi Burning, 1988); Груз (The Package, 1989); Безбашенные (Loose Cannons, 1990); Открытки с края пропасти (Postcards from the Edge, 1990); Зазубренное лезвие (Narrow Margin, 1990); Красивый ход (Class Action, 1991); Свой бизнес (Company Business, 1991); Непрощенный (The Unforgiven, 1992); Фирма (The Firm, 1993); Джеронимо: Американская легенда (Geronimo: An American Legend, 1993); Уатт Эрп (Wyatt Earp, 1994); Быстрый и мертвый (The Quick and the Dead, 1995); Багровый прилив (Crimson Tidde, 1995); Достать коротышку (Get Shorty, 1995); Птичья клетка (The Birdcage, 1996); Крайние меры (Extreme Measures, 1996); Камера (The Chamber, 1996); Абсолютная власть (Absolute Power, 1997); Сумерки (Twilight, 1998); Муравей Антц (Antz, 1998, озвучка); Враг государства (Enemy of the State, 1998); Под подозрением (Under Suspicion, 2000); Дублеры (The Replacements, 2000); Мексиканец (The Mexican, 2001); Сердцеедки (Heartbreakers, 2001); Грабеж (Heist, 2001); За линией врага (Behind Enemy Lines, 2001); Семейка Тененбаумов (The Royal Tenenbaums, 2001); Сбежавшее жюри (Runaway Jury, 2003); Добро пожаловать в Лосиное (Welcome to Mooseport, 2004).
Михаил Водопьянов
Allen W.H. Gene Hackman; Allan Hunter, 1987
Munn. Gene Hackman. Robert Hale & Co, 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»