Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ИВАНОВ-КОЗЕЛЬСКИЙ, МИТРОФАН ТРОФИМОВИЧ

ИВАНОВ-КОЗЕЛЬСКИЙ, МИТРОФАН ТРОФИМОВИЧ (1850–1898) (настоящая фамилия Иванов), русский актер. Родился в крестьянской семье в Киевской губернии, учился в школе кантонистов (для солдатских детей), служил писарем и таксатором (оценщиком лесных материалов) в военном интендантстве в Житомире. Иванову-Козельскому, человеку невзрачной внешности и чрезвычайно застенчивому, было нелегко осуществить свою мечту и поступить на сцену: начиная с 1869 попытки сыграть мелкие роли в киевском театре оканчивались неудачей. Наконец он был принят в труппу и дебютировал в 1872 в Киеве. В 1873 был отмечен и признан харьковской публикой в роли Сдобного в пьесе П.Д.Боборыкина В мире жить – мирское творить. В том же году роли Жадова (Доходное место А.Н.Островского) и Чацкого (Горе от ума А.С.Грибоедова) сделали Иванова-Козельского любимцем харьковского студенчества. В свой бенефис 1873 Иванов-Козельский впервые играл Гамлета (скорее всего, по настоятельным уговорам почитателей-студентов). Спектаклю предшествовала тщательная подготовка, знакомство с книгами о Шекспире, статьями В.Г.Белинского, различными переводами пьесы. Несмотря на успех бенефиса, актер остался недоволен своим исполнением и отказался от второго представления, за что вынужден был уплатить неустойку антрепренеру.

Также по теме:
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

По совету Н.Х.Рыбакова поступил в московский Общедоступный театр Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, где впервые выступил под псевдонимом Иванов-Козельский. В 1876 вернулся в провинцию и перешел на положение гастролера. Всю дальнейшую творческую жизнь, за исключением недолгой работы в московских театрах А.А.Бренко (1882) и Ф.А.Корша (1882–1883), Иванов-Козельский провел в непрерывных гастролях: Воронеж, Тверь, Одесса, Киев, Харьков, Казань, Астрахань, Калуга, Тифлис, Тула, Самара, Курск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Евпатория, Феодосия, Озерки, Александровск, Луганск, Оренбург, Пенза, Варшава, Чернигов и др.; нередко собирал собственные труппы для поездок по провинции.

В марте 1880 Иванов-Козельский дебютировал в Александринском театре ролями Белугина (Женитьба Белугина Островского и Н.Я.Соловьева), Гамлета и Холмина (Блуждающие огни Л.Н.Антропова), но на императорскую сцену принят не был.

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР

Игру Иванова-Козельского отличали душевность, сердечность, простота. Он поражал «массой чувства, искренности и огня». В бытовых ролях – Белугин, Васильков (Бешеные деньги), Митя (Бедность не порок), Лев Краснов (Грех да беда на кого не живет, все Островского), Ананий Яковлев (Горькая судьбина А.Ф.Писемского), Коррадо (Семья преступника П.Джакометти, перевод Островского) – Иванов-Козельский захватывал правдивостью переживаний и глубокой органичностью сценического поведения, «прекрасно выдерживал тип и с внешней и с внутренней стороны», тонко пользуясь безошибочно найденными индивидуальными чертами. С комедийной легкостью исполнял Хлестакова (Ревизор Н.В.Гоголя), играл коронные «гастрольные» роли: шекспировских Гамлета, Шейлока, Ричарда III, Отелло, шиллеровских Фердинанда и Франца Моора, Кина (Гений и беспутство А.Дюма-отца). Его трагические герои были непривычно просты и человечны, для Иванова-Козельского были важны прежде всего их страдания, мученичество и оскорбленное достоинство. С сочувствием и теплотой исполнял роли «маленьких людей»: забитого чиновника Рожнова в Горе-Злосчастии В.А.Крылова, бывшего каторжника Сергея Артамонова в От судьбы не уйдешь Аркадьева.

Замкнутый, неуравновешенный характер Иванова-Козельского, его болезненно-самолюбивый эгоцентризм с годами развились в тяжелый душевный недуг. С 1891 он появлялся на сцене все реже. Разрыв с женой, разорение и нищета окончательно подорвали его силы, и в 1895 он покинул театр.

Умер Иванов-Козельский в Петербурге 15 января 1898.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Морозов М. Митрофан Трофимович Иванов-Козельский. М. – Л., 1947
Прозоровский Л. Из прошлых лет. Театральные мемуары. М., 1958

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет