Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАРНАВАЛ

КАРНАВАЛ (ит. carnevale, от лат. carno – мясо, vale – здравствуй), в католических странах Европы, весенний народный праздник, соответствующий русской масленице, сопровождаемый ряженьем, уличными шествиями, театрализованными играми и т.п.

Также по теме:
ЯЗЫЧЕСТВО
ЯЗЫЧЕСТВО

Карнавал, как и масленица, сохранил множество ритуальных и обрядовых обычаев, идущих непосредственно от языческих праздников, знаменующих переход от зимы к весне, начало нового календарного цикла. Многие традиционные карнавальные забавы (обливание водой, праздник свечей, костры) – это те же древнеримские весенние праздники, включающие в себя зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, процессии, ряженье, конские скачки и т.п. Между античностью и средневековьем в карнавальной традиции не было никакого перерыва, несмотря на разворачивавшуюся борьбу христианства с языческими традициями.

Главная отличительная черта карнавала – это выход из обычной жизни, по определению М.М.Бахтина, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Несомненно, самым первым карнавальным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный наряд шутовских масленичных деревенских праздников – тулуп мехом наружу). Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». В синкретическом карнавальном существовании находят отражение древние представления о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного. Как в календарном цикле природы смерть и обновление выступают в неразрывном единстве, так в карнавале сливается все то, что в обычной жизни разъединено, разорвано. Одна из основных категорий карнавала – профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты.

Также по теме:
МАСЛЕНИЦА
МАСЛЕНИЦА

Ведущее карнавальное действо – увенчание и последующее развенчание шутовского короля праздника. И здесь тоже находят свое отражение идеи единства жизни и смерти, вечного движения и вечных перемен. Для карнавального сознания нет ничего незыблемого, все понятия относительны, двойственны и противоречивы (амбивалентны). В связи с этим так важен для карнавала образ огня – уничтожающего, но и очищающего мир.

Естественно, что христианская церковь, провозглашающая незыблемый нравственный и иерархический закон, по своей сути полярно противоположна карнавалу. Однако, несмотря на многовековую борьбу, католическая церковь сумела лишь ограничить временные рамки карнавала, сведя его (как и масленицу в православии) к одной неделе.

Также по теме:
ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ
ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ

Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый известный во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Однако в последнюю неделю перед великим постом во власти карнавала оказывается вся Италия (и особенно Рим), Испания, Франция, Германия, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия приобрел не меньший размах, чем венецианский.

Влияние карнавала, его способы мышления, принципов существования было огромным для всех областей культуры. Литература, живопись, музыка, театр (в том числе – кукольный, особенно марионеточный) открыли в карнавальной традиции для себя новые возможности, обогатившие и расширившие их палитру. Серьезное влияние карнавал оказал и на развитие литературоведения, искусствоведения и философии.

Татьяна Шабалина

ВЕНЕЦИАНСКАЯ КАРНАВАЛЬНАЯ МАСКА. Painet, Inc.БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ Painet, Inc.КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Дьякова Е.А. Перед праздником. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Фобии и страхи

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет