КОРНЕЙЧУК, АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ
КОРНЕЙЧУК, АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ (1905–1972), украинский советский писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
Родился 12 (25) мая 1905 близ Умани, станция Христиновка в семье слесаря ж.-д. депо. В 1929 закончил Киевский институт народного образования. В 1925 начал литературную деятельность как автор рассказов. В 1928 написал первую пьесу На грани, поставленную на сцене Киевского ТРАМа. С самого начала творческого пути его интересует преимущественно революционная тематика, непримиримые конфликты двух идейных миров: пролетарского, революционного и буржуазного, антинародного.
В историю советского театра вошел как автор востребованных репертуарных пьес. Среди них произведения героического характера, такие, как Гибель Эскадры (1933), пьесы о подлинном и мнимом гуманизме и доверии к человеку – Платон Кречет (1934), истинном и показном героизме, основанном на чванстве и бездушии (Фронт, 1942). Широко известны в свое время были также комедии В степях Украины (1940), Приезжайте в Звонковое (1946), Калиновая роща (1950).
Для драматургии Корнейчука свойственен интерес к масштабной человеческой личности, крупным историческим событиям и конфликтам. Это проявилось в Гибели эскадры, с которой автор вошел в историю советского театра. Коллизия пьесы возвышенна и патетична – по приказу из Москвы черноморские моряки топят свои корабли, чтобы задержать наступление контрреволюции. Происходит торжественное прощание с каждым из кораблей, на фоне которого раскрываются непростые человеческие судьбы Оксаны, Гайдая и других героев пьесы.
Другая известная пьеса Фронт, в годы войны обошла почти все театральные сцены. Даже сами фамилии главных героев пьесы Горлов и Огнев стали нарицательными. Первый – символ воинствующего невежества и карьеризма, второй – ума и мужества. Между ними на протяжении всей драмы происходил острейший конфликт, в ходе которого решалась судьба народной войны. Корнейчук был убежден, что военные методы Горлова неминуемо ведут к поражению, в силу их отсталости и бездарности. Автор, безусловно, стоял на стороне Огнева, как и зрители в зале. Своей идейной позиции по отношению к героям созданных им пьес никогда не скрывал. Его герои всегда прозрачны и выражают ту или иную авторскую идею. Вместе с тем лучшие из них не лишены человеческого объема, пусть в старой системе координат. Иначе на материале драматургии А.Корнейчука не было бы стольких актерских удач. (И.Москвин в роли Горлова (МХАТ, 1942), Б.Бабочкин в роли Огнева, А.Дикий – Горлов (Театр имени Е.Вахтангова, 1943, Б.Г.Добронравов, А.М.Бучма, И.В.Ильинский и др.) Для своего времени эта пьеса отличалась не только острой актуальностью, но и политической смелостью.
В 1950–1960-е пишет для сцены в основном комедии с лирическим сюжетом и некоторой долей поучительного содержания, сатирически критикующие пережитки прошлого и отстаивающие идеалы светлого будущего: Крылья (1955), Почему улыбались звезды (1957), Над Днепром (1960).
Автор сценариев к фильмам Богдан Хмельницкий (1941), Калиновая роща (1953), Гибель эскадры (1965)
Умер 14 мая 1972 в Киеве.
Издания: Корнейчук А.Е. Пьесы. М., 1972
Екатерина Юдина
Горбунова Е. Драматургия А.Корнейчука. М., 1952
Пархоменко М. Александр Корнейчук. М., 1952
Гебель В. А.Е.Корнейчук. Очерк творчества. М., 1957
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»