Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЮЛЛИ, ЖАН БАТИСТ

ЛЮЛЛИ, ЖАН БАТИСТ (Lully, Jean Baptiste) (1632–1687), основоположник французской оперы. Родился 28 ноября 1632 во Флоренции (Италия). В возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к двоюродному брату французского короля герцогу Гизу. Люлли с детства владел игрой на гитаре и скрипке и начал играть в герцогском оркестре, а в 1652 вошел в знаменитый придворный оркестр «Двадцать четыре скрипки короля». Вскоре он приобрел известность как солист-скрипач, танцовщик и автор музыки к балетам для придворных празднеств. Быстро завоевав расположение короля, Люлли получил должность «придворного композитора танцевальной музыки» и возглавил оркестр «Шестнадцать скрипок короля» (Petits Violons); в 1662 получил титул королевского капельмейстера (maître de la musique). В 1661 он стал французским подданным, и через 11 лет ему была отдана монополия на постановку опер в парижской Королевской академии музыки (основана в 1668, позднее – парижская «Опера»). К тому времени Люлли был автором примерно двух десятков балетов и музыки к десятку комедий с танцами (comédie-ballets), созданных в содружестве с Мольером.

Также по теме:
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА

Для творчества Люлли характерны доступность и ясность в сочетании с мастерским использованием законов сцены. Его оркестр славился изяществом игры: Люлли избегал модной в то время преувеличенной орнаментики и предпочитал простоту выражения и техническое совершенство. По королевской привилегии он получил исключительные художественные и материальные права в оперном жанре и создал 14 больших трагических опер, все – на либретто неизменного сотрудника Люлли, поэта Ф.Кино. Начиная с первой своей лирической трагедии, Кадм и Гермиона (Cadmus et Hermione, 1673), и вплоть до последнего сочинения этого жанра, Армиды и Рено (Armide et Renaud, 1686), Люлли демонстрировал умение ярко выражать чувства своих героев, выявлять в музыке сюжетный смысл их слов и действий и добиваться художественной целостности произведений. Композитор создал жанр т.н. французской увертюры (возможно, ведущей происхождение от венецианской оперы): медленное вступление, имитационно-полифоническая быстрая часть и медленное заключение. Кроме сценических произведений, Люлли сочинял церковную и инструментальную музыку. Умер Люлли в Париже 22 марта 1687.

Также по теме:
ОПЕРА
ОПЕРА

 ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ   IGDA/Saporetti

Также по теме:
МузыкаТеатр и Кино

Литература:

Конен В.Дж. Театр и симфония. М., 1975

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет